Калининград находится в Приморской низменности на берегу Калининградского залива, почти 1300 км на запад от Москвы. Калининград – самый западный областной центр России, и единственный регион, не имеющий общей границы с Российской Федерацией. Разница во времени между Калининградом и Москвой составляет один час.
Численность населения Калининграда - почти 500 000 человек. Калининград занимает территорию в 223 км², на равнине по берегам реки Преголя у ее впадения в Калининградский залив. 30-километровый канал, проходящий по реке Преголя и дну Балтики построен в начале ХХ в. для морского судоходства, соединяет Калининград с Балтийским морем в районе Балтийска. В городской черте течет множество ручьев, расположено много озер и прудов. Множество водоёмов, как собственно и само Балтийское море – ледникового происхождения. Город расположен в зоне перехода от морского к умеренно-континентальному климату, формирующемуся под влиянием Гольфстрима, что способствует переменчивости погоды в регионе. Старая прусская поговорка гласит: «Если вам не нравится наша погода – подождите 15 минут!" Зимние месяцы здесь мягкие, летние – прохладные. Среднегодовая температура: +8,3ºС. Средняя температура января: –1,4ºС; средняя июльская температура: +18,5ºС. Годовая норма осадков: 700 мм.
В ХIII веке начинается колонизация Пруссии тевтонскими рыцарями. В этот период на территории Пруссии возведено около 120 замков. История Кенигсберга берет начало в 1255 году, когда рыцари Тевтонского ордена основали на берегу реки Прегель замок, ставший опорным пунктом во времена завоевания прусских земель. В честь чешского короля Пржемысла II, руководителя похода крестоносцев против балтийских племен пруссов, замок назвали Кенигсберг - королевская гора. Два года спустя на смену деревянному замку возвели каменный. Для строительства замков в Пруссии использовали камни – ваплуны, множество которых в эти края принёс с собой ледник. Вскоре Кенигсберг стал портовым купеческим городом городом, впоследствии вошедший в Ганзейский союз. Несколько десятилетий прусские племена ещё безрезультатно осаждали и штурмовали замок, но безрезультатно. Прибывавшие в эти земли немецкие колонисты смешивались с местным населением. За стенами замка выросло несколько поселений, два из них: Лебенихт и Кнайпхоф – получили статус города и фактически слились с Кенигсбергом. При этом каждый из трех городов еще долго сохранял статус независимого административно-территориального образования со своими бургомистрами, ратушами и судами. В начале XIV в. в городе началось строительство кафедрального собора. В 1525-м Кенигсберг стал столицей новообразованного Прусского Герцогства. В 1523-м в городе начала работу первая типография, а в 1544-м открылся университет. В XVI веке Кенигсберг входит в число крупнейших центров литовской культуры, в городе была напечатана первая книга на литовском языке.
Официальное объединение трех частей Кенигсберга состоялось в 1724 году. В том же году в городе родился Иммануил Кант. В январе 1758г., когда Кенигсберг заняли русские войска, горожане присягнули на верность Елизавете. Город был присоединен к России и до 1762 года оставался центром генерал-губернаторства Восточная Пруссия. Начало XIX в. было периодом масштабной реконструкции городской оборонительной системы: возводились новые бастионы, оборонительные валы, форты, башни. В 1871-м Кенигсберг вошел в состав Германии. К концу века численность его жителей достигла 140 000 человек. Основными занятиями жителей были торговля и рыболовство. Город экспортировал хлеб и овощи, ввозил сахар и чай. Развивалось промышленное производство: машиностроение и металлургия, мыловарение, табачная промышленность. В 1919-м открылся аэропорт Девау, один из первых аэропортов мира. Три года спустя воздушное сообщение связало Кенигсберг с Москвой и Ригой. Город вырос и вышел за пределы оборонительных сооружений. Были построены административные здания, новый вокзал, жилые кварталы, пригородные районы. Уличные ландшафты украсили памятники и малые архитектурные формы, в создании которых принимали участие выпускники и преподаватели Кенигсбергской академии художеств, прошла реконструкция замка. На территории зоопарка, а затем в Доме техники проводилась знаменитая Восточная ярмарка.
В 1944 году исторический центр Кенигсберга сильно пострадал от налетов британской авиации, были разрушены историко-архитектурные памятники. В апреле 1945г. после кровопролитных боев, Кенигсберг заняли войска 3-го Белорусского фронта. За время войны город был разрушен более чем на 90%. В соответствии с решением Потсдамской конференции, север Восточной Пруссии и ее столица Кенигсберг были временно переданы СССР, впоследствии эти территории были окончательно присоединены к Советскому Союзу. В это время в Кенигсберге оставалось около 20 000 немецких жителей. Подавляющее большинство, на 130 эшелонах, было депортировано в Германию к началу 1947 г. В последующие годы вслед за ними отправились немецкие специалисты, оставшиеся в городе, чтобы участвовать в восстановлении промышленных объектов, а Кенигсберг был заселен гражданами беднейших районов СССР, не попавших под оккупацию.
В июле 1946 г. Кенигсберг был переименован в Калининград в честь Всероссийского старосты М.И. Калинина. После войны Калининград был полностью закрыт для въезда иностранных граждан. Запрет на въезд был обусловлен стратегическим расположением города и множеством войсковых частей, размещавшихся в городе и окрестностях. На историю Калининграда до 1946 г. был наложен запрет. О Кенигсберге не упоминалось в учебниках истории, уничтожались памятники немецкого периода, а в конце 1960-х был взорван символ Кенигсберга - руины Королевского замка. И только в начале 1990-х город был открыт для сотрудничества с зарубежными партнерами. В настоящее время здесь располагаются генеральные консульства Германии, Латвии, Польши и Литвы. 1990-е были эпохой затяжного экономического кризиса, который негативно сказался на уровне жизни горожан. Некоторое оживление в промышленном секторе произошло в конце 1990-х и начале 2000-х, было восстановлено производство на Вагоностроительном заводе, Судостроительном заводе "Янтарь", на заводе "Калининградгазавтоматика". В Калининграде организовано сборочное автомобильное производство BMW, KIA, General Motors, развивается сфера розничной торговли, совершенствуется транспортная система. Вырос грузооборот железной дороги и портов – торгового и рыбного. В акватории Калининградского канала находятся нефтяные терминалы. Годовой объем экспорта нефтепродуктов составляет 2 миллиона тонн, а в г.Янтарном работает Янтарный комбинат, на крупнейшем в мире месторождении «Приморском», выдающий в год почти 400 тонн солнечного камня - янтаря. В начале 2000-х началось музейное строительство и бум въездного туризма, как из России, так и стран Евросоюза. В Калининграде и области ведётся активное строительство и реконструкция, которое должно быть завершено и преобразит город, сделав его крупнейшим туристическим центром к чемпионату мира по футболу 2018г.
Посмотреть туры в Калининград >>>