Речные Круизы

История городов России

Сергиев Посад с самого начала своей истории был тесно связан с Москвой. Он всегда являлся центром духовности и патриотизма Российского государства.
Слово «посад» означает поселение рядом с крепостью или городом. Сергиев Посад начал свое развитие вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в середине XІV в. В настоящее время город является крупнейшим промышленным, культурным и туристическим центром Подмосковья.

Троице-Сергиева лавра – сердце города, это одновременно и действующий монастырь и музей-заповедник. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник работает с 9.00 до 21.00. Экспозиции музея располагаются на территории лавры, в зданиях ризницы, конном дворе, краеведческом комплексе и главном корпусе.
В лавре находятся основные достопримечательности Сергиева Посада. Ее можно назвать своеобразным «русским Ватиканом», куда издревле стекаются паломники и богомольцы, а настоятелем этой обители по традиции является Патриарх Русской Православной церкви. Здесь расположены духовные Семинария и Академия, самая богатая в России библиотека религиозной литературы, собраны многие знаменитые иконы и памятники старины. Сирийский путешественник Павел Алеппский еще в середине XVІІ в. писал, что «этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране московской, но и во всем мире».
Вскоре после основания благодаря поддержке московских князей и удачному расположению на пути из Москвы на Ростов Великий и далее на Север монастырь становится мощной крепостью, вокруг него образуются поселения, ставшие основой будущего города. В 1540-1550 гг. вместо деревянных стен возводятся каменные с 12 башнями. Иван Грозный приезжает лично контролировать работы. По его приказу в 1559 г. в память о покорении Казани закладывается и самый крупный в обители – Успенский собор (1559-1585), повторяющий формы одноименного храма в Московском Кремле. Царь щедро финансировал это строительство «в вечный поминок» по убитому им сыну.
В 1608-1610 гг. крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польско-литовских войск. Подвиг ее защитников во многом способствовал росту авторитета монастыря. Дважды искал спасения за стенами монастыря юный Петр, отсюда он начинал свои первые решительные действия по управлению страной.
К началу XVІІІ в. окрестные села образовывали замкнутое кольцо, в 1782г. получившее название Сергиев Посад. В 1744г. монастырю присвоен почетный титул лавры. В 1919 г. обитель была закрыта, а на ее территории обосновался музей. В 1930г. город переименовали, и до 1991г. он назывался Загорском в честь погибшего революционера.
В стенах лавры сложилась своеобразная коллекция архитектурных форм и стилей, где каждая эпоха, начиная с XV в., представлена характерными и совершенными сооружениями. При всем своем разнообразии они удачно дополняют друг друга, являют собой единое целое, придавая монастырю особый, неповторимый колорит. Архитектурный ансамбль внесен ЮНЕСКО в список Памятников всемирного наследия. «Он совершенен – писало нем Павел Алеппский 400 лет назад – во всех отношениях, кроме двух вещей: первое, что близ него нет реки; второе, что он расположен в долине и не виден издали».
С восточной стороны монастырь имеет двое «больших и великолепных» ворот с огромным киотом над одними. Эти Святые ворота открывались только по приезду патриарха или царя. Теперь через них осуществляется свободный доступ в лавру. Роспись ворот выполнена в 1856г. на тему «жития преподобного Сергия». Над ними – надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699), возведенная на деньги известного купца и промышленника Г. Строганова. Многие элементы ее декора в точности повторяют детали убранства Трапезной с церковью Сергия (1686-1692). Здесь проводились торжественные приемы и церемонии, поэтому палата исключительно богато декорирована, искусные мастера не оставили ни одной детали или свободной плоскости, не покрытой замысловатым узором. В момент постройки она являлась самым большим помещением на Руси, перекрытым сводом без промежуточных опор.
Белокаменный Троицкий собор (1422) – композиционный центр, вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля. В храме в серебряной раке, работа над которой длилась 30 лет, покоятся мощи преподобного отца-основателя. Площадь перед ним сохраняет те же размеры, что и в XV в. Сооружение этого храма-мавзолея – одного из первых мемориальных памятников Московской Руси, поставленных «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского, явилось актом большого государственного значения. Игумен Никон «умолил» взять на себя роспись интерьеров (1425-1427) самых прославленных художников – Андрея Рублева и Даниила Черного. Живописцы так «различными подписаниями чудесных удобревши ту церковь», что она «могуще зрящих всех удивить и доныне», но, к сожалению, фрески не сохранились. Для этого же храма была создана и его знаменитая Троица, которая теперь хранится в Третьяковской галерее. Считается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью его учеников. Собор особенно почитался московскими великими князьями. У гроба Сергия они «крестоцелованием» скрепляли договоры, совершали молебны, крестили наследников (Василия ІІІ, Ивана Грозного).
С юга к храму примыкает Никоновский придел (1548), возведенный над гробом игумена Никона – ученика Сергия. Строители возвели не отдельно стоящее здание, а «прислонили» его к мощной стене Троикого собора, объединяя эти два здания и увековечивая в камне духовную связь учителя и преемника.
Церковь Сошествия святого Духа на апостолов (Духовская) (1476) считается одним из самых поэтичных сооружений
Древней Руси. Построили ее псковские мастера, вызванные Иваном ІІІ. Именно псковичи в то время могли подготовить проект высокой и роскошной звонницы, которая бы соответствовала славе обители. Интересно, что колокола раскачивались с земли, как это было принято в Пскове, и звонарям не нужно было подниматься на верх.
Успенский собор (1559-1585) представляет в ансамбле лавры зодчество XVІ в. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, но монастырским зодчим было предписано увеличить размеры на полторы сажени, чем монахи впоследствии очень гордились. Очень эффективно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас начала XVІІІ в. с иконами XVІІ в. К собору примыкает скромная каменная палатка (1780) – гробница царя Бориса Годунова и его семьи. Никто из русских царей не посещал лавру чаще и не жаловал ей таких вкладов, как Годунов.
Комплекс Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1637) строился с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади. Предположительно образцом для церкви послужил Покровский собор Соловецкого монастыря.
Колокольня (1740-1770) – самое высокое лавры (88м, на 6 м выше Ивана Великого в Москве), строилась «неспешно», менялись проекты и зодчие. Закончил строительство архитектор Д. Ухтомский, которому удалось коренным образом изменить первоначальный план придворного архитектора И. Шумахера и органично вписать новую постройку в ансамбль монастыря. В 2004г. поднят самый большой (72т) колокол, отлитый по восстановленной рецептуре.
В здании Царских чертогов (конец XVІІ в.) сейчас располагается Духовная Академия. Вне стен обители на берегу ручья стоят приходские Введенская и Пятницкая церкви – слободские храмы, построенные в середине XVІ в.

Туры по Золотому кольцу. На главную >>>

{cptags}

 

Имя
Email*
Телефон, Город
Сообщение

Закрыть