Коломна. Рождение Коломны уходит в глубину веков. Первое упоминание о ней в летописи 1177 года условно считается датой основания города. Находясь у самого слияния Москвы-реки с Окой, Коломна крепким узлом связывала между собой нижнее и верхнее течения этих важных речных путей центра Руси, через нее шла прямая дорога к Волге.
Поэтому, прежде всего, Коломна возникла и развивалась как город ремесла и торговли. Как пограничный город, она служила оборонным щитом сначала Рязани против посягательств князя Владимира, а затем Москвы – против частых набегов крымских и казанских татар. Это заставило князей укрепить Коломну, сделать ее неприступной крепостью. В 1525 году началось строительство каменного кремля. Коломенский кремль насчитывал 17 башен, в том числе 4 проездных, и оказался надежным защитным сооружением.
Испокон веков Коломна – место сбора русской силы перед решающими битвами. Здесь Дмитрий Донской собирал дружины на пути к Куликову полю, Иван III отражал натиск крымских татар, а Иван Грозный формировал полки перед походом на Казань.
В XYII веке, с переносом государственных границ к югу, Коломна потеряла военно-стратегическое значение и постепенно превратилась в богатый торговый город. Местное купечество стало посредником Москвы и Петербурга в торговых операциях с южными областями и западными рынками.
В 1708 году Коломна была приписана к Московской губернии, в 1781 году она получила свой герб, который и сейчас является ее историческим символом.
Строительство железной дороги Москва-Саратов и основание в 1863 году машиностроительного завода перевели Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных, дали толчок ее развитию в XX веке.
Ответом на вызов времени стало основание Коломенского завода, который в начальный период своей истории был одним из самых мощных машиностроительных предприятий России. Вместе с ним Коломна шагнула в следующее столетие. Марка паровозов, дизелей, тепловозов, над которыми трудились многие поколения коломенцев, стала символом города, открывшего новую страницу своей истории. Наряду с основной продукцией – паровозами, пароходами и дизелями, завод в начале века выпускал товарные вагоны, цистерны, трамваи. В 1907 году Коломенский завод стал местом рождения первого в мире теплохода. Впервые в качестве судовой силовой установки здесь применили дизельный двигатель.
По составу населения Коломна на рубеже XIX – XX столетий была купеческо-мещанским городом, окраины которого быстро заселялись рабочим людом фабрик и заводов. К началу первой мировой войны в Коломне насчитывалось уже 30 средних и малых промышленных предприятий по обработке металла, дерева, шелка, пеньки и льна, кожи, пищевых продуктов, производству одежды, обуви и три типографии. Дальнейший рост города осуществлялся в основном за счет предместий, население которых вовлекалось в местную промышленность.
После революции, мировой и гражданской войн Коломна потеряла две трети численности своих жителей. Однако город выстоял и оказался востребованным в период становления советского государства.
В результате административно-территориальной реформы 1929 года Коломна утратила статус уездного города, став административным центром созданного в составе Московской области Коломенского района. В начале 1930-х годов территория города значительно выросла за счет вхождения в его состав окрестных сел - Сандырей, Бочманова, Городищ, Подлипок, Протопопова и Малого Колычева. По сравнению с началом 1920-х годов площадь Коломны увеличилась в шесть раз, а численность городского населения увеличилась почти втрое и достигла 75 тысяч человек.
Однако развитие города снова было приостановлено начавшейся Великой Отечественной войной. Около двух тысяч коммунистов ушли воевать в первые дни войны. Возникает массовое патриотическое движение: по заводам и фабрикам, учреждениям города прокатилась волна митингов. Все промышленные предприятия перешли на выпуск продукции для нужд фронта и режим работы в две 11-часовые смены. В годы войны Коломна стала крупным центром формирования воинских частей и соединений. Здесь были сформированы четыре стрелковые дивизии, восемь артиллерийских дивизий, двадцать четыре артиллерийские бригады и двенадцать артиллерийских полков.
Радость Победы была омрачена колоссальными потерями советского народа в войне: каждый пятый ушедший на войну уроженец города не вернулся домой. 41 житель Коломны был удостоен в годы войны высокого звания Героя Советского Союза – 14 из них пали, защищая Родину, тысячи и тысячи награждены различными орденами и медалями.
Окончание войны дало возможность вернуться к производству мирной продукции. К началу 1967 года в городе насчитывалось 22 крупных и средних промышленных предприятия. Валовый выпуск промышленной продукции за период с 1946 по 1966 годы вырос более чем в 14 раз (по сравнению с довоенным уровнем).
Послевоенная Коломна разрослась, расширилась, вобрала в себя близлежащие села, разбросала новые кварталы на пустырях, шагнула за Оку. Численность коломенского населения к 1959 году достигает 99,7 тысяч человек, а в 1960 году в черту города включено Щурово с населением 18,1 тысяч человек. В 1967 году Коломна вошла в восьмерку подмосковных городов с населением свыше 100 тысяч человек. Рост численности городского населения, вызванный значительным притоком рабочих и специализированных кадров, вступил в противоречие с исторически сложившимися границами Коломны, в рамках которых дальнейшее ее развитие уже не могло продолжаться. Необходимо было раздвинуть границы города, расширять его на свободных площадях.
За 60-70 годы Коломна преобразилась: вместе с жилыми кварталами новостроек создавалась и необходимая социальная инфраструктура: возводились здания учебных заведений, учреждений культуры и спорта, поликлиник и магазинов. В наращивании темпов градостроительства значительную роль сыграло освоение коломенскими строителями промышленных методов крупноблочного домостроения. Поточное строительство жилья способствовало росту числа жителей города, основным источником которого стал приток рабочих и специалистов из других регионов страны, пополнявших производственный персонал крупнейших коломенских предприятий.
В 1972 году на берегу Оки был заложен новый микрорайон Колычево. Достроенный к этому времени домостроительный комбинат широким массовым потоком начал строительство нового микрорайона, которое предусматривало введение до 100 тысяч квадратных метров жилья. Все это позволило создать на предприятиях города новые рабочие места, увеличить объемы производства, обустроить быт жителей и привлечь рабочую силу для расширенного производства.
За послевоенный период Коломна достигла значительных успехов в своем развитии, став одним из крупнейших промышленных центров не только Подмосковья, но и всей страны. Поступательное экономическое, социальное и культурное развитие Коломны продолжалось вплоть до конца 1980-х. Разделив судьбу всей страны, город вступил в сложную полосу рыночных преобразований. Объемы промышленного производства резко снизились. Наибольший спад производства испытали промышленные гиганты города. Во второй половине 90-х уровень промышленного производства крупных предприятий стал расти, улучшилось состояние торговли, сферы услуг, строительной и транспортной сферы. Экономика города стабилизировалась, и сейчас, наконец, стало возможным использовать накопленную базу для обеспечения устойчивого экономического роста и социального развития.
Охватывая взглядом современную Коломну повсюду можно увидеть результаты большой созидательной работы, ощутить биение пульса активно развивающегося города.
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь г. Коломны
Здесь, на слиянии двух древних рек - Москвы и Оки, поставлена алая готическая ограда. И с какой стороны ни взглянешь - стрельчатые, словно летящие силуэты башен кажутся сказочным сном. Точно кто-то взял сверкающий небесный венец и бережно опустил на русскую землю. Это Старо-Голутвин мужской монастырь.
Основание его относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря - 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Игумен Григорий, прозванный Голутвинским или Коломенским, причислен к лику святых, чтимых местно, т.е. в пределах прежде всего, Московской епархии. В богословско-исторической и житийной литературе дореволюционного периода отмечалось, что житие этого святого подвижника неизвестно.
Столь значительная разница в определении даты основания монастыря создает дилемму: до или после Куликовской битвы основан монастырь? В частности, "Сказание о Мамаевом побоище", уже упоминает монастырь. Но это "Сказание" написано значительно позже "Побоища", и поэтому не может рассматриваться как достоверный источник. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного".
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Непрерывный поток пожертвований приносил в монастырь богато украшенные иконы, драгоценные книги, в обители велось каменное строительство. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.
Писцовые книги Московского государства, составленные в 1578-1979 гг. при Иоанне Грозном, дают яркую картину благосостояния обители. В Богоявленском соборе храмовая икона Богоявления "с сеней Димитрия Донского" украшена была Владыкою Савватием (1570 г.), а свеча перед нею великого князя (вклад Иоанна Грозного); двери царские поставления Владыки Феодосия (40-50-е годы XVI в.) и многие другие ценные иконы, книги, предметы утвари и облачения, вкладчиками которых были старцы Исаия и Варсонофий, пономарь Иосиф, старица Евпраксия, Владыка Кассиан и другие духовные, и светские лица.
Особое сокровище состовляла библиотека Голутвина монастыря - в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте. Здесь были не только богослужебные книги: Евангелия, Апостолы, Часословы и Канонники, Псалтири, Октоихи, Минеи и Служебники, но и книги духовно-нравственного содержания: "Лествица" прп. Иоанна", "Владыки Никона слова выборныя", книга аввы Дорофея, труды прп. Ефрема Сирина, сборники: "Криница", "Маргарит" и "Пчела", житие прп. Сергия и других святых. Это была одна из самых обширных библиотек в Коломенском уезде, уступавшая лишь чуть библиотеке кафедрального собора.
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория , и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый Голутвин-старый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.
В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий,и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), с которым перешло еще шесть человек братии. Игумена Самуила отличал не только талант организатора и строителя, но в первую очередь ему присущи были необыкновенные духовные дарования. Его смирение и кротость, его ревностное подвижничество и дар пламенной молитвы стажали ему дар прозорливости, по его молитве люди получали исцеление. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостинницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Игуменом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 поломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов.
За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.
Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а с 1930-х годов обитель переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии. В 1974 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда, выгорел и превратился в руины настоятельский корпус, расселенный в 1980-х годах, без крыши и перекрытий оставались высвобождаемые корпуса. В 1960-е года директор Коломенского тепловозостроительного завода предлагал городским властям на средства завода отреставрировать монастырь и разместить в нем музей, но отклика это предложение не получило.
В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив "Отечество", занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской церкви - спортзал.
В 1994 г. монастырь был передан Московской епархии РПЦ и с мая в нем начали совершаться регулярные богослужения, а корпуса стали восстанавливаться и готовиться к приему Коломенского Духовного училища, которое, перейдя в стены монастыря в 1995 году,обрело статус Семинарии. Монастырь медленно возраждается усилиями небольшой пока что братии, при помощи администрации Коломны и городских организаций, усердием прихожан и благотворителей.
Экскурсионные туры в Москву посмотреть >>>
Эксперт по турам в Москву и Подмосковье: +7-495- 973-70-51 ; +7-926-145-10-72 - Екатерина, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.