Речные Круизы

История городов России

Отзывы туристов

Ярославль расположен на Золотом кольце и является одним из главных городов Золотого кольца России. В 2010 г. Ярославль отметит свое тысячелетие. «На горе стоит да на все красоте….лучше Питера, да краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы». 29 декабря 2016г Ярославль официально стал столицей Золотого кольца России.

Экскурсии в Ярославль

Ярославль

Герб города Ярославль. Дата принятия: 31.08.1778
Описание. Исторический герб Ярославля: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке".
В ярославских землях существует предание, связанное с историей основания города. Ярослав Мудрый шел с дружиной, обозревая ростовские земли. Дорога была глухой, пустынной, местность, заросшая лесом, - дикой. Князь отстал от дружины в дремучем лесу на правом берегу Волги, недалеко от места слияния с ней реки Которосли. Вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на князя. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом случае Ярослав построил на месте происшествия деревянную церковь из срубленного здесь же леса, а переселенцами из Ростова заселил основанный там город.
Первые изображения геральдических эмблем Ярославля относятся к XVI-XVII вв. на печатях Ивана Грозного и Петра I, золотой тарели, в "Титулярнике" (гербовике) Алексея Михайловича. В печати Ивана Грозного 1577 г. - это рыба (что вызывает споры и догадки у исследо-вателей), в остальных - медведь с посохом (жезлом), протазаном (трезубцем), чеканом (топориком). Термин "городской герб Ярославля" впервые официально употреблен в Указе 1692 г. о серебряной печати Приказной палаты города. Рисунок герба города повторял эмблему ярославского княжества из "Титулярника" 1672 г.: в овальном щите с картушем медведь с протазаном на плече. Учреждение городской печати - свидетельство возросшего административ-ного статуса Ярославля.
Медведь стал эмблемой ярославской земли со второй половины XVII в. Менялось лишь его положение, поворот головы, атрибуты, геральдическое оформление. К 1730 г. ярославский герб был официально утвержден: в фигурном щите "стоящий черный медведь, на плече держит в лапе чекан (топорик) красный, поле желтое". По нему изготовляли печати, полковые знамена. В 70-80-х гг. XVIII в. герб Ярославского наместничества и города Ярославля имел следующее описание: "В серебряном щите медведь стоячи держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукояти", щит прямоугольный с небольшим заострением в нижней части. По традиции на печатях государственных учреждений Ярославля изображался медведь с трезубцем.
В 1856 г. утвержден новый губернский герб Ярославля: "В серебряном щите, черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держит в левой лапе золотую секиру на таком же ратовище, щит увенчан Император-скою короною и окружен золотыми дубовыми ветками, соединенными Андреевской лентою". Губернский герб был одновременно и гербом г. Ярославля. Упразднен в середине 1918 г.
История ярославского герба - небольшая страничка в отечественной геральдике, отражающая процесс её становления и развития. Предметом исследований историков, филологов, искусствоведов стала сама эмблема - медведь с его атрибутами. И. А. Тихомиров проследил эволюцию ярославского герба, указал на тотемическую основу его символа. Эту тему продолжил Н. Н. Воронин, считавший, что герб города был отголоском древнего медвежьего культа.
До 1917 г. ярославский герб применялся в дело- и судопроизводстве, на должностных и наградных знаках, товарных эмблемах и т.д. В советский период герб был выведен из официального употребления и воспринимался лишь как исторический символ города. Развитие местного самоуправления в 1990-е гг. вызвало возрождение городской символики.
Новый герб Ярославля прошел экспертизу в Государственной герольдии при Президенте РФ. За его основу принят герб 1778 г. с дополнением - шапкой Мономаха над щитом (её изображение разрешалось на гербах исторических городов, бывших местом пребывания царствующих Великих князей). Он утвержден муниципалитетом г. Ярославля 23 августа 1995 г., принявшим "Положение о гербе города Ярославля". В нем оговорены техника исполнения герба и область его применения : на флаге, в делопроизводстве органов городского самоуправления и т.д. C этого времени герб снова стал официальным символом Ярославля. (По материалам статьи Н. С. Землянской "Из истории Ярославского герба")В 2010 г. Ярославль отметит свое тысячелетие. «На горе стоит да на все красоте….лучше Питера, да краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы».

История Ярославля

Ярославль расположен на Золотом кольце и я вляется одним из главных городов Золотого кольца России. В 2010 г. Ярославль отметит свое тысячелетие. «На горе стоит да на все красоте….лучше Питера, да краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы».

При впадении реки Которосли в Волгу находилось языческое поселение, по легенде называвшееся Медвежий угол, где в 1010 г. Ярослав Мудрый заложил крепость, который дал свое имя. В «Сказании о построении града Ярославля» рассказывается о поединке Ярослава с медведем на этом месте. Вероятнее всего идет о том, что князь участвовал в старинном языческом обряде, символизирующем борьбу светлого небесного существа с языческим богом Велесом. Так или иначе, на гербе города стал изображаться медведь держащий в лапах секиру.
К XIII в. Ярославль – важный форпост Владимиро-Суздальского княжества на Волге, прикрывавший Ростов от волжских булгар с востока, и новгородцев с запада. Крепость превращается в Кремль, идет широкое строительство. Город становится столицей самостоятельного княжества, в нем более 17 храмов, богатая монастырская библиотека с большим собранием русских и греческих рукописей. Это время написания знаменитой иконы Богоматери Великой Панагии (Ярославской Оранты). Расцвет Ярославля был пресечен нашествием Батыя.  В 1238 г. город сожжен, великий князь Юрий Всеволодович погибает со своей дружиной в битве на реке Сити. Его сын Константин гибнет на горе, расположенный в черте нынешнего Ярославля на правой Туговой (горой печали), 3 июля 1257 г. Обрывается первая династия ярославских князей, «героев и мучеников».
В 1332 г. город разоряет московский князь Иван Калита, пришедший с татарами, и Ярославль, подчиняясь сильному соседу, вступает в союз с Москвой. В середине XV в. он вливается в состав Великого княжества Московского. К началу XVII в. через Ярославль пролегают важнейшие торговые пути в Европу (через Белое море), на Восток по Волге и в Сибирь. Весной и летом  1612 г., во время Смуты, город практически становится столицей сопротивления, объединяющей силы против интервентов. Начинается золотой век города- бурный  экономический рост, расцвет культуры, формирование своего стиля- «ярославской школы» в архитектуре и живописи,  создание великолепных храмовых ансамблей, которые и сегодня определяют его облик. Ни чума 1654 г., ни пожар 1658 г. не подавили энергии роста. Взамен сгоревших деревянных храмов богатые купцы и посадские люди строят каменные. Ярославль становится центром иконописания, славится монументальными росписями в храмах. Известный искусствовед В. Иванов назвал Ярославль «русской Флоренцией», и действительно, можно говорить о Ярославском Возрождении XVII в., хотя оно было локальным и кратковременным.
В нач. XVIII в. Ярославль – второй после Москвы город на Руси с населением около 15 тыс. человек. В нем более 70 предприятий, среди которых крупнейшая в России и Европе Ярославская Большая мануфактура, льняные полотна которой шли на экспорт. В сер. XVIII в. образуется мощное культурное гнездо. Его ярчайший представитель – Федор Волков открывает первый русский театр. Наместник края, выдающийся администратор А. Мельгунов, способствует развитию города. Открываются учебные заведения для детей, первая в России частная типография, Дом призрения ближнего, выходит первый русский провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1805 г. городе открыто Демидовское высших наук училище, которое позже преобразовывается в лицей. По новому регулярному плану перестраивается центр города – заново планируются кварталы, протягиваются прямые улицы, многие из которых замыкаются храмами. Эта логичная красота заметна в Ярославле и сегодня.
В советское время городское пространство организуют промышленные предприятия, город растет, строится. С сер. 1920 г. по кон. 1930-х гг. население увеличивается почти втрое. Сегодня Ярославль- крупный областной (ок. 600 тыс. жителей) центр, чистый и приятный волжский город, который сохраняет свой неповторимый колорит. Хорошо налажен транспорт, легко найти кафе или ресторан, где можно отдохнуть и перекусить. На улицах много указателей.
Центром города считается Богоявленская площадь, на которую выходят стены Спасо-Преображенского монастыря, основанного в XII в. на переправе через Которосль для охраны подступов к городу. С XIII в. в нем находится усыпальница династии ярославских князей. В монастыре расположен Ярославский историко-архитектурный музей –заповедник.
В 1501 г.после пожара огромной силы московским мастерами были вновь отстроены в камне Спасо-Преображенский собор (1506-1516) – древнейший храм Ярославля, комплекс Святых ворот (1516), звонница и расписанная фресками трапезная палата с церковью Рождества (нач. XVI в.), имеющая самое большое помещение, служившее столовой монастырской братии и использовавшееся для торжественных приемов. Стены и башни, возведенные в 1550-1580 гг., сделали монастырь одной из сильнейших крепостей Поволжья.
Спасский собор сооружался московскими мастерами, московские и ярославские художники расписали его и своды проезда Святых ворот в 1563- 1565 гг. Эти фрески – ценнейшие памятники древнерусской монументальной живописи. В иконостасе собора сохранились 13 древних икон, из которых четыре выполнены учениками знаменитого Дионисия. В XVII в. монастырь перестраивается, сооружаются покои настоятеля и кельи. Поддерживаемый московскими князьями, он становится культурным сердцем города. Не случайно в формах здешнего собора находят сходство с Архангельским собором Московского Кремля.
В 1827-1831 гг. в стенах монастыря строится большая церковь Ярославских Чудотворцев во имя князей Федора Черного и его сыновей Давида  и Константина – почитаемых в Ярославе святых. В начале XIX в. надстраивается звонница. Расцвету зодчества и настенной живописи в XVII в. Ярославль обязан прежде всего купечеству – главной экономической силе города. За вклад в спасение Руси во время Смуты ярославские купцы получили значительные привилегии, некоторые из них, войдя в государеву гостиную сотню, начали вести активную торговлю с другими странами и, разбогатев, стали возводить каменные храмы. Начало этому положил Е. Светешников по прозвищу Надея, лидер ярославского посада. В 1620-1622 гг., наняв московских мастеров, он возводит первую в городе каменную приходскую церковь и посвящает ее святителю Николаю Мирликийскому, покровителю торговцев и путешественников, любимому ярославскому святому XVII в. С прибавлением к имени Николай прозвища купца – церковь получила название Николы Надеина. В XVIII в. в ней был установлен иконостас, выполненный по рисунку Ф. Волкова. Это строительство заложило основы ярославской школы церковного зодчества.
Купцы Назарьевы –Гурьевы,  широко торговавшие на востоке (ими был заложен город Гурьев в низовьях реки Яик, нынешний Атырау в Казахстане), построили церковь Рождества Христова (1636-1644) в облике которой отразились мотивы индуистских и мусульманских храмов. Святые ворота, надвратная церковь, колокольня, имевшая раньше часы, были соединены в одно здание. Согласно легенде, полы в храме были яшмовыми, затем их перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. На керамическом поясе в верхней части стен увековечены имена двух поколений Назарьевых- Гурьевых. Храм расписан в 1683 г.
Аникей и Нифатий Скрипины, знаменитые скупщики пушнины и активные борцы ярославского посада с монастырскими привилегиями, возводят одну из самых замечательных церквей города- храм Ильи Пророка (1647-1650). Это настоящая сокровищница древнерусского искусства. Стены расписаны в 1680-1681 гг. выдающимися костромскими художниками Г.Никитиным и С. Савиным. Эти росписи демонстрируют новую для монументальной живописи повествовательную систему- «благообразное живописное», на которую оказали заметное влияние европейские художники. Для фресок характерны необыкновенное богатство сюжетов, жизненность бытовых деталей, праздничность, уход от строгого, скорбного настроения канонических изображений. Храм Ильи Пророка являл собой образ рая, пестро расписан внутри и снаружи, галереи и крыльца украшены резными вставками, внутрь вели резные, затейливо раскрашенные порталы.
Подлинной жемчужиной ярославского зодчества является церковь Ионнна Златоуста в бывшей Коровницкой   слободе (1649-1654, построена И. и
Ф. Неждановскими).Вместе с церковью Владимирской Богоматери (1669) и стройной 37-метровой колокольней составился замечательный по своей красоте храмовый комплекс. Тип колокольни, возведенной местными мастерами получил название «ярославская свеча». Особенно хорошо ансамбль, который сейчас отдан старообрядческой церкви, смотрится со стороны Волги. Церковь Богоявления (1684-1693) построенная по заказу купца А. Зубчанинова «по-московски», без столпов и подклета, перекрыта огромным сомкнутым сводом, выделяется нарядным декором и многоцветными изразцами.
На протяжении всего столетия богатые ярославские слободы тоже соперничают друг с другом в возведении посадских храмов. В этом соревновании превзошли всех жители кожевенной Толчковской слободы, построившие в 1671-1687 гг. пятнадцатиглавую церковь Иоанна  Предтечи. В ее оформлении особенно ярко заметно стремление ярославских зодчих к праздничности и красочности – стены покрыты орнаментом из фигурного кирпича, росписью и поливными изразцами. Фрески Толчкова – вершина ярославско - костромской живописи. У юго-западного угла церкви на рубеже XVII-XVIII вв. возведена 45-метровая колокольня. В ансамбль также входят теплая церковь и Святые ворота. Вдоль набережной реки Которосли находятся несколько замечательных памятников. Рядом со Спасо-Преображенским  монастырем церковь Михаила Архангела (1658-1682).Известная ярославская икона из нее «Архангел Михаил» ныне хранится в Третьяковской галерее. Церковь расписана в 1731 г. Чуть дальше располагается церковь Спаса-на-Городу (1672) и церковь Николы Рубленого  построенная в конце XVII в. Она довольна скромно декорирована, но выделяется изысканными пропорциями и изяществом. Это единственный, сохранившийся в первозданном виде храм Ярославского кремля.  От древних кремлевских построек до нас дошли Митрополичьи палаты выстроенные в 1680-х гг. для ростовского митрополита. В этом памятнике дворцовой архитектуры сейчас располагается экспозиция древнерусского искусства XIII-XIX вв. со знаменитыми иконами ярославской школы. Сохранились также две из 16 городских башен XVII в. –Арсенальная (Волжская) на берегу Волги и Знаменская (Власьевская)  в конце Первомайской улицы. Напротив Знаменской башни через площадь стоит здание Драматического театра им. Ф.Г. Волкова, построенное в 1911 г. Дом-музей  Л.В. Собинова. В нем величайший оперный певец провел первые 18 лет своей жизни (1872-1890).
На Волжской набережной располагаются сразу три интересных музея. Музей истории города. Концепция музейной экспозиции: Ярославль в истории России –человек в истории Ярославля. В доме бывшего генерал –губернатора Ярославля расположен Ярославский художественный музей, насчитывающий свыше 55 тыс. произведений: работы В.Перова, К. Коровина, И.Крамского, И. Репина, В. Серова, ярославский портрет XIX в., коллекция фарфора и стекла XVII-XX вв. и прочих предметов искусства Музей «Музыка и время». Коллекция старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов.
На левом берегу Волги напротив района Брагино находится один из лучших ярославских ансамблей, сложившейся во второй пол.XVII –нач.XVIII в., Толгский Свято-Введенский монастырь. Он основан в 1314 г. в устье реки Толги, впадавшей в Волгу выше города. По преданию  в этом месте ростовскому епископу Трифону явилась икона Богоматери, висящая на дереве.
В 1609 г. монастырь практически полностью был уничтожен польско-литовскими  интервентами. В 1620-х гг. обитель восстанавливается, появляется трапезная палата с Крестовоздвиженской  церковью – самая из дошедших до нашего времени построек. Стены с башнями возведены в 1690-х гг., Святые ворота с Никольской церковью в 1672г., Введенский собор в 1681-1688 гг., колокольня в 1683-1685 гг.Уникальным по своей архитектурной композиции памятником является Спасская церковь с больничными палатами (кон.XVII-нач.XVIII в.), выполненная в редком для Ярославля стиле «нарышкинского барокко» . На ее куполе установлены шесть малых глав, над которыми высоко поднимается центральная. В истории русского искусства монастырь известен иконами «Толгской Богоматери» нач. XIV в. –главной ярославской святыней. Монастырь закрыли в 1926г., разместив в нем детскую воспитательно-трудовую колонию. Эта обитель явилась первым возродившимся монастырем на территории России. В 1987 г. он был передан церкви, начались восстановительные работы.
В 15 км от Ярославля, в живописном старинном селе Карабиха, находится Литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова – единственная в Ярославской области полностью сохранившаяся дворянская усадьба XVIII в. Ежегодно в июле здесь проводятся Некрасовские праздники поэзии.

Туры по Золотому кольцу на 2 дня >>>

Туры по Золотому кольцу на 3 дня >>>

Туры по Золотому кольцу от 4 дней >>>

Туры в Подмосковье >>>

 Эксперт по турам Золотого кольца: +7-495- 973-70-51 ;  +7-925-091-4814 - Екатерина, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Имя
E-mail *
Телефон, Город
Сообщение
Закрыть