Речные Круизы

История городов России

Отзывы туристов

Дом Берендея. Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» – это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров.

В Переславле – Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное  наследие мастеров Ярославской области,  изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и  традиционной технологии, изделия народных художественных  промыслов в большом разнообразии. Необычный терем построен из камня и дерева  по мотивам древнерусской архитектуры  с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить  палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него  рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке.

За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками  проводят веселые фольклорные праздники. Обряд «Повивание в Доме Берендея» для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни оставляет у них и их гостей надолго незабываемые впечатления от старинного народного праздника.

Традиционные  ярмарки народных промыслов с широким выбором сувенирных изделий, сделанных мастерами со всех уголков России, вызывают большой интерес у гостей Дома Берендея. Художники Дома Берендея передают свое мастерство гостям в программах мастер-класса. Своими руками гости распишут и увезут на память необычайный сувенир.

Под крышей крыльца сказочного терема есть волшебная птица счастья, встав под ней гости загадывают желания. И, как правило, все хорошее, загаданное на этом крыльце, сбывается…

Сказка "Снегурочка"

В 1873 году А.Н. Островский пишет одно из самых задушевных и поэтических произведений - весеннюю сказку "Снегурочка". Сказочное царство берендеев в ней - это мир без насилия, обмана и угнетения. В нем торжествует добро, правда и красота. А этой сказке - утопия Островского о братской жизни людей друг с другом. Сказка “Снегурочка” несколько особняком стоит в творчестве Островского. В этом произведении, позднее легшем в основу либретто одной из лучших опер Римского-Корсакова, Островский дает изображение сказочной страны берендеев, рисуя последнюю в идиллических тонах, столь характерных для славянофильства. Жизнь берендеев радостна и безмятежна; Островский описывает их празднества, игры, пляски, привлекая для изображения богатый фольклорный материал.


...Народ великодушный
Во всем велик, - мешать с бездельем дело
Не станет он; трудиться так трудиться,
Плясать и петь - так вдоволь, до упаду.
Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
Что вы народ честной и  добрый; ибо
Лишь добрые и честные способны
Так громко петь и так плясать отважно.
(Действие 3-е, явление 1-е)

В центре его весенней сказки – идиллический образ “народного царя” Берендея, живущего для своих подданных и горячо ими любимого. Царство добрых берендеев - упрек современному обществу, враждебному сказке, положившему в свое основание эгоизм и расчет. В "Снегурочке" именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Любовь Снегурочки - причина ее гибели. Но смерть Снегурочки - искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь

Краеведы из Переславля-Залесского считают, что действие “Снегурочки” происходит в их краю. Ведь в 20 километрах от Переславля и теперь есть поселок Берендеево, есть и Берендеево болото, а железнодорожная станция с тем же названием существует с 1868 года, В книге С.Васильева о памятниках Переславля-Залесского читаем: “А не здесь ли происходили те события, о которых так поэтично рассказал А.Н. Островский в “Снегурочке”?” Достоверно и то, что А. Н. Островский в 1868-1871 годах ездил в Щелыково через Ярославль и проезжал станцию Берендеево, безусловно, слышал он и легенду о Берендеевом царстве. Не мог не знать драматург и преданий о Ярилиной горе, об упоминаниях о берендеях в летописях и “Истории государства Российского” Н. Карамзина. Но остатки культа Ярилы были также сильны и в Галиче, и во многих других местах Костромской губернии. Эти места указываются в описании празднования Ярилина дня в книге “Быт русского народа”, изданной в 1848 году.

На основе многих письменных и устных источников А. Н. Островский создал свою чудесную весеннюю сказку. В “Снегурочке” берендеи наделены чертами современных драматургу людей, в этом художественном вымысле он воплотил известную мечту народа о правде, силе любви, радости свободного творчества, щедрости родной земли, согретой живописными лучами солнца. Он нашел в народных преданиях, обычаях, играх песнях неисчерпаемый источник вдохновения и подлинной красоты.

Однако столь широкое полотно народной жизни и творчества, каким явилась “Снегурочка”, нельзя привязать к одному месту. Ярилина долина – название условное, и “Снегурочка” - сказка, но творец её наделил героев такими жизненными чертами, что даже те из них, которые олицетворяют явления природы – Весна-красна, Мороз, Снегурочка – представляются нам живыми людьми, нам понятны их чувства, мы увлечены ими настолько, что забываем о вымысле.

Туры по Золотому кольцу. На главную >>>

 

Имя
E-mail *
Телефон, Город
Сообщение
Закрыть