Речные Круизы

История городов России

Невозможно представить историю Российского государства, его ратную славу и культуру, его быт, традиции и искусство без стороны Рязанской. Характера русского без Рязани тоже не понять. Безжалостное время стирает в пыль, превращает в пепел малые селения и большие города.

Туры по Золотому кольцу - РязаньГерб города Рязань. Дата принятия: 08.08.1994, 2000, 2002 гг.
Номер в Геральдическом регистре РФ: 172
Описание: Современный герб города Рязани представляет собой изображение князя на золотом щите; на князе червленая епанча, обложенная соболями и скрепленная на груди, зеленое платье и зеленая княжеская шапка, также отороченная соболями; платье подпоясано белым поясом, штаны на князе белые, сапоги черные; в правой руке князь держит серебряный меч, у левого бедра под рукой, упертой в бедро - серебряные ножны. В 2000 г. в композицию герба над щитом была добавлена шапка Мономаха. А в 2002 г. был разработан и утвержден полный вариант герба города. Автор современного эскиза герба Рязани и автор полного герба Рязани - художник М. Шелковенко.

Кто знает, сколько их бесследно исчезло на Руси? Но достославная Рязань выдюжила, выстояла в жесточайших битвах, суровых боях и всепожирающих пожарах. И это - несмотря на то, что земля Рязанская, будучи юго-восточной окраиной (а вернее - стражем) всей земли Русской, издревле первой встречала бесчисленные, опустошительные набеги кочевников. Сюда приходили за данью хазары. Сюда стремили бег своих коней печенеги и торки. Здесь проносились, сея смерть и разоры, привычные к многодневной скачке степняки-половцы. Здесь княжеские дружины вместе со всеми рязанцами бок о бок встали на пути диких орд Батыя... Недаром в народе бытовала горькая присказка: `Что ни год - то на Рязани рать, что ни десять лет - то нашествие`. Край Рязанский - край многострадальный.

Что означает название "Рязань" ?

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о происхождении слова Рязань. Бесспорно одно: за ним глухая древность, изначальный смысл его следует искать там, в глубине столетий. Существует несколько версий, ни одну из которых нельзя признать абсолютно достоверной.
По предположению Макарова, название города Рязань происходит от слова `ряса`, которое, как толкует исследователь, подразумевает `грязную, топко-болотистую землю`, `топь`. Макаров разделяет слово `ряса` на его составляющие, где `ря` у мордвы, шведов и финнов означает сырость, болото, а `са` у тунгусов и татар - местность. К этому же мнению склоняется и видный историк Д. Иловайский, объясняющий слово `ряса` как топкое, болотистое место, обыкновенно заросшее мелким лесом и кустарником. Пейзаж, характерный для мещерского края, отсюда, мол, и Рязань...
Однако родство имени Рязань с `рясой` вызывает сомнения, поскольку в большинстве изначальных летописей название города пишется как Резань или Ръзань. В других же летописях употребляется двоякое поименование: Резань и Рязань, причем зачастую в мужском роде: из Резаня (Рязаня), к Резаню (Рязаню). Позднее укрепилось написание Рязань, хотя в устной речи звучит по старинке - Резань. Предположение Черткова о происхождении имени Рязань сводится к следующему: `В первоначальных поселениях южных славян мы можем найти прототипы всех наших географических названий, перенесенных, вероятно, нашими праотцами из придунайских стран, где еще и теперь находим: Novigrud (Новгород), Libeten (Лебедин), Rojan и Rezan (Рязань)`. Можно бы и согласиться с этой точкой зрения, да вот что смущает: придунайские славяне географически далеки от рязанских земель. К ним гораздо ближе славянские племена южной Руси, которые, кстати, и принесли с собой в наш край названия городов (Переяславль, Ижеславль, Белгород) и рек (Лыбедь, Трубеж, Проня).
Версия, обоснованная Н. Любомудровым, имеет под собой этнографические корни. Как известно, среднее течение Оки в древности населяли угрофинские племена - мурома, мещера, мордва, меря, черемиса и другие. (Отсюда бы вроде и `Ока` - производное от чудского `йок` или `йокки`, что означает `река``, `вода`). Древние арабские писатели, рассказывая о населяющих эту местность племенах, не упоминают о мордве, а говорят о народе эрза, арза или эрзань. Очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена. Учитывая, что в арабском письме русские гласные `а ` и `э` выражаются одной и той же буквой, можно предположить, что `Рязань` происходит от слова `эрзань` (арзань).
Не исключено, что город Рязань был основан славянами на месте древнего угро-финского поселения с тем же именем. Рязанью же называли и все правобережье среднего течения Оки. В былине о новогородском богатыре Акудине есть такие слова: `Сторона то широкая, что от Оки-реки потянула до Дона глубокого, зовут Рязанью`. Случается и сегодня услышать от мещеряков, проживающих на левом берегу Оки: `Едем на Рязань`, т. e. на правый берег, на Рязанскую сторону.
Существуют и другие версии происхождения слова `Рязань`. Еще до прихода южнорусских князей жители Поочья вели торговые отношения с арабскими купцами. Арабская серебряная монета - диргем - для удобства расчета разрубалась на куски - резаны (или резанцы). За резаны же в Поочье слыли и кусочки серебряных монетных гривен арабской отливки в виде четырехгранных прутиков, которые тоже имели хождение в качестве денег. Полагают, что и сами диргемы в Рязанском крае прозывались резанами. Со словом `резан` (резана) и увязывается поименование местности и города.
По гипотезе А. Кузьмина, город наречен Рязанью во второй половине XI века, когда Поочье, земли, заселенные к тому времени славянами-вятичами, оказались отрезанным от других княжеств Руси кочевыми ордами половцев с юга и непроходимыми мещерскими лесами - с севера. Кроме того, народная этимология производит слово ``Рязань` (Резань) от глагола `резать`, поскольку Рязанский край, действительно, испытал на себе жестокую резню во времена бесчисленных набегов кочевников. Как бы то ни было, а слово `Рязань` неотделимо от истории приокского края, и его не вытравить из сознания народа.

 

Родословные корни

В глубокой древности, как уже говорилось, на территории нынешней Рязанской области обитали угро-финские племена. Отзвуком тех стародавних времен дошли до нас названия селений и рек: Тума, Екшур, Ерахтур, Салаур, Чаур, Лакаш, Лашма, Дандур, Нарма... В верхнем течении Оки жили вятичи, далее других славянских племен продвинувшихся на восток. Шаг за шагом тесня угро-финнов, вятичи упорно шли на восход солнца и постепенно заняли все Поочье. Местное дославянское население, не ушедшее с этих земель, ассимилировалось с вятичами.
Свое название племя вятичей получило, по мнению летописца XII века Нестора, от имени легендарного славянского вождя Вятко. Некоторые исследователи полагают, что слово `вятич` происходит or древнего наименования славян - `вент` (отсюда - `венеды`). В 964 году киевский князь Святослав пришел с дружиной в землю вятичей и обязал их платить дань Киеву. Однако вятичи не спешили покориться власти чужеземцев, и в 981 году сын Святослава Владимир совершил поход в Поочье, `вятичи победи и возложи на ня дань, от плуга, яко же и отец его имаше`. Через год Владимиру снова пришлось приводить их к покорности. Постепенно население средней Оки вошло в сферу влияния киевских князей, и Рязанская земля стала частью древнерусского государства. Первые же города появились здесь спустя столетие. Самое многолюдное поселение возникло недалеко от впадения в Оку реки Прони (ныне - городище Старая Рязань). О значительных размерах этого древнего поселения говорит тот факт, что найденный здесь могильник занимает площадь более 4 гектаров.
Некоторые исследователи полагают, что Рязань (нынешняя Старая Рязань) была основана при князе Олеге Святославовиче. Д.И. Иловайский приписывает основание Рязани деятельности отца 0лега - Святослава Ярославича Черниговского - и относит его к шестидесятым годам XI века. По другой версии, этот город - будущая столица Великого княжества Рязанского - был основан еще раньше, Святославом Игоревичем, обложившем вятичей данью. Некоторые современные ученые (доктор исторических наук В.П. Даркевич), напротив, считают, что Рязань была основана гораздо позднее - в начале-середине XI века.
Впервые Рязань упоминается в `Повести временных лет` под 1096 годом. Фактически с момента основания город набирал силу, укреплялся и благоустраивался, становясь одним из крупных культурных и торговых центров Древней Руси. Этому в немалой степени способствовало и его выгодное географическое положение. Через Рязань, расположенную на самом южном изгибе Оки, проходили торговые пути, связывающие Русь со многими странами Азии и Европы.

 
 

По Оке и Волге шел путь в земли мордвы, в Волжскую Булгарию, в Итиль и страны Востока. Верховье реки Прони, впадающей в Оку неподалеку от Рязани, близко подходило к Дону. Здесь был переволок, и водные пути вели из Поочья и Азово-Черноморский бассейн и дальше - в Византию. Будучи значительным экономическим, культурным, торговым центром, Рязань входила в число самых крупных городов Древней Руси. Обнесенная валами, она занимала площадь более 60 гектаров, вместе с подолом - 77, а с предместьями - около 100 гектаров. Арабские письменные источники называли ее `третьим центром Русской земли` (очевидно, после Киева и Новгорода). В XI - XIII веках население Рязани составляло 7-8 тысяч человек. Это примерно столько же, сколько было жителей в Киеве времен Ярослава Мудрого (XI век). Для сравнения: в крупнейших городах средневековья - Париже, Кельне, Страсбурге - население не превышало 15 - 20 тысяч человек.

 
Панорама Старой Рязани

Древнюю Рязань украшали три белокаменных Храма: Успенский, Борисоглебский и Спасский. По берегам речек Серебрянки и Черной теснились мастерские ремесленников. Высокий вал, защищающий город, венчали мощные крепостные стены с заборолами, башнями, частоколом. Бревенчатые клети стен были заполнены глиной и камнями, глубокий ров - водой...

 

Сокровища Старой Рязани
Археологические раскопки свидетельствуют, что столица княжества была богатым, процветающим городом. После того, как в 1882 г. местные крестьяне случайно обнаружили в земле знаменитые золотые княжеские бармы, на городище найдено еще 12 кладов: 11 серебряных и золотой. Последний обнаружен экспедицией В.П. Даркевича в 1992 году. Это женский головной убор из чистого золота, украшенный драгоценными камнями и выполненный с высочайшим мастерством. По мнению В.П. Даркевича, земля Старой Рязани таит в себе еще не менее 100, а то и более кладов. Ведь раскопки проведены только на 4 процентах территории города...
Рязанское княжество богатело благодаря труду землепашцев и мастерству ремесленников, сметливости торговцев, мужеству дружины и заботам князей о благосостоянии удела. Благоденствовать бы ему и дальше, если бы не постоянные набеги кочевников со стороны Дикого Поля. А туг еще княжеские междоусобицы расшатывали порядок и покой на земле. Ни одна отрасль Рюрикова дома не отличалась такой неукротимой отвагой и в то же время таким беспокойным характером, как рязанские князья. Вероломство и жестокость были в порядке вещей. По словам историка, `нигде не были так часты нарушения крестного целования, измены и злодейства между родственниками, как среди рязанских князей``.
В 1217 году князь Глеб Владимирович и его брат Константин пригласили на мирные переговоры в местечко Исады, что расположено неподалеку от Рязани, других рязанских князей. Не подозревая западни, на зов явились шестеро из семи: родной брат заговорщиков Изяслав Владимирович и их двоюродные братья: Михаил Всеволодович, Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи. На берегу Оки, под сенью вязов, были разбиты шатры. Во время угощения гостей Глеб кликнул своих дружинников и служивших рязанцам половцев и вместе с Константином обнажил мечи... Все приглашенные в гости князья были убиты. Уберегся только Ингварь Игоревич, не успевший на высокий пир в Исады. Призвав на помощь владимирцев, он двинулся войной на братоубийц. Глеб и Константин нашли спасение у половцев...

 

Щит на пути Орды

В конце 1237 года до Рязани дошли вести о том, что невиданные доселе племена кочевников разгромили волжских булгар и через мордовские леса движутся на Русь. Первая русская земля, которой суждено было столкнуться с этими выходцами из диких азиатских просторов, была земля Рязанская. Вторгнувшись в пределы княжества, предводитель ордынцев, внук Чингисхана, сын Джучи Батый отправил к рязанцам послов с требованием десятой доли во всем: в людях, оружии, конях...
Юрий Ингваревич собрал на совет рязанских князей: брата Олега Красного, сына Федора и пятерых племянников Ингваревичей: Ингваря, Давида, Глеба, Романа и Олега, а также пронского и муромского князей. На совете было решено защищаться в случае нападения противника, а ордынцам был послан мужественный ответ: `Когда нас в живых не будет, все ваше будет`. Отрядили послов за помощью во Владимир и Чернигов. А князь Федор, сын Юрия Ингваревича, был послан к Батыю с дарами и просьбой не воевать Рязани.
Батый подарки принял, но, проведав, что князь Федор женат на красавице Евпраксии, происходившей `из царского роду`, повелел привести княгиню к нему на ложе. Федор же гордо ответил: `Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд`. Безбожный Батый в гневе повелел жестоко казнить князя Федора ... Когда до Евпраксии дошла горестная весть о гибели мужа, она, дабы не стать добычей ордынцев выбросилась из высокого терема с малолетним сыном Иваном Постником на руках и разбилась, насмерть...
`И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно... А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи - с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань, - трагически-скорбно свидетельствует `Повесть о разорении Рязани Батыем`. - И не осталось в городе ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили`.
Трагедия произошла 21 декабря 1237 года. Дикие орды Батыя, словно черный смерч, пронеслись по Рязанской земле, все круша и сжигая на своем пути.

 

Фрагмент диарамы `Героическая оборона Рязани в 1237 году`

 

Евпатий Коловрат.
Рязанский воевода Евпатий Коловрат выступил из Чернигова с дружиной на помощь родному городу, но опоздал: лишь черный дым стлался над унылым пепелищем да истошно каркало воронье... Нагнав Батыя, дружина Коловрата начала сечь татар без милости. Только с помощью камнеметных машин - пороков - одолели ордынцы рязанцев. Пораженные их мужеством, воины Батыя доложили своему повелителю: `Мы со многими царями во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти...`
Ингварь Ингваревич, единственный оставшийся в живых рязанский князь (во время осады родного города он находился в Чернигове) застал Рязань в руинах, а княжество - разоренным и обезлюдевшим. Все пятнадцать лет своего княжения пытался он восстановить стольный город и обустроить княжество, одновременно стараясь поладить с Ордой. Но Рязани (нынешней Старой Рязани) уже не было суждено восстать из пепла в прежнем великолепии и величии. Город, отмечал А.Л. Монгайт, `постепенно угасал, уступая место Переяславлю`...

 

`Заложен бысть ...`

Возникновение Переяславля-Рязанского обычно связывают с именем первого рязанского князя Ярослава Святославича. Есть предположение, что первоначально город и назван был Ярославом или Ярославлем в честь своего основателя, а потом это название трансформировалось в Переяславль. Но гораздо правдоподобнее другая версия. Южнорусские князья и дружинники, пришедшие в землю вятичей, принесли с собой и милые сердцу названия родных мест: Переяславль (по аналогии с Переяславлем Южным), Трубеж, Лыбедь (по аналогии с южными реками).
Есть и такое мнение: Переяславль основан старшим братом Ярослава - черниговским князем Олегом Святославичем (`Гориславичем`). В летописях Переяславль впервые упоминается под 1300 годом, где говорится о присутствии в городе рязанских князей. В следующем, 1301 году, Переяславль упомянут по случаю битвы московского князя Даниила с Константином Ярославичем Рязанским. Однако упоминания в летописях не означают, что город ранее не существовал. Вполне возможно, что более ранние летописи не сохранились или летописцы просто-напросто обошли Переяславль вниманием. Есть и такое предположение, что город Переяславль назывался Борисов-Глебов. В летописи под 1180 годом говорится: `Всеволод иде (из Коломны) к Резаню (Старой Рязани), взя город Борисов-Глебов`. Известно, что в Переяславле, на берегу Трубежа, издревле существовала Борисо-Глебская церковь. По имени храма мог называться и город. (Случаи, когда один и тот же город назывался разными именами, в истории встречаются).

 

Олег Рязанский

 

Фрагмент текста Следованной Псалтири XVI в. с записью о заложении города Переяславля-Рязанского
Бесспорно одно: город был основан с целью связать земли, лежащие по течению Оки, и противопоставить удобный опорный пункт набегам кочевников. Впервые вопрос о дате основания Переяславля был поднят Рязанской ученой архивной комиссией, созданной в 1884 году. Потребовались летописные изыскания. Извлекли из библиотеки духовной семинарии Следованную Псалтирь (книгу повседневных молитвопений), хранившуюся здесь под N 130. Надпись, сделанная полууставом на 378-й странице, гласила: `В лето 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль Резанский около церкви святого Николы Старого...`
Большинство членов ученой архивной комиссии согласилось с мнением, что время основания нынешней Рязани следует относить к 1095 году. Были сделаны фотографии текста из Следованной Псалтири, а саму книгу затребовал для обследования Археологический институт. Возражений оттуда не последовало. Так датой основания Рязани был официально признан 1095 год.

 


НОВАЯ СТОЛИЦА
Переяславль-Рязанский поначалу, как это и водится, был всего лишь - небольшим укрепленным пунктом, выгодно расположенном на возвышенном берегу Трубежа у впадения в него Лыбеди. Эти две реки с трех сторон опоясывали холм, на котором возник город, а затем несли свои воды в Оку. С холма открывался прекрасный вид на заливные приокские луга, тут и там поросшие лесом. Неподалеку, на Борковском острове, шумели вековечные сосны, вцепившиеся корнями в песчаные дюны... Плодородные приокские земли, леса, буквально кишащие зверьем и птице, реки, богатые рыбой (в Оке в большом количестве водились и осетр, и стерлядь), - все располагало к безбедной жизни. Казалось, самой природой эта местность была уготована для того, чтобы здесь возник стольный город.
В районе Борок с древних времен существовало торговое поселение, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Ученые полагают, что люди селились здесь еще в эпоху мезолита. В VII - IX веках местное население успешно вело торговые дела со странами Востока, с Византией. На Борковском острове, в междуречье Оки и Трубежа, найдено много кладов с византийскими монетами, арабскими диргемами, серебряными гривнами. Окрест сегодняшней Рязани археологи отыскали остатки нескольких древних поселений, могильники. Каменные и бронзовые орудия труда, найденные при раскопках - немые свидетели мирного и ратного труда наших далеких предков.
Каким был Переяславль 700 - 900 лет назад? Очевидно, он представлял собой типичный средневековый город, окруженный стеной, рубленной из толстых бревен, с западной стороны защищенный, кроме того, насыпным валом и рвом с водой. (С остальных сторон город берегла естественная преграда - воды Трубежа и Лыбеди). В центре, на холме, возвышался великокняжеский терем-дворец в окружении боярских усадеб, божьих храмов да хором духовных владык. Здесь же красовалась осанистая молодечная для дружины, шли чередой амбары, лабазы и прочие хозяйственные постройки.
Дальше, по берегам рек и озер, теснились жилища и мастерские ремесленников. Недаром Рязанская земля издавна славилась их самобытным искусством! Прочие горожане-переяславцы жили в рубленых избах с дощатым либо глиняным, обожженным, полом. Беднота ютилась в лачугах-полуземлянках, подслеповато смотревших на мир божий сквозь, узкие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Почти повсеместно простирались по Переяславлю бревенчатые мостовые.

 

Кремль - жемчужина Рязани. Успенский собор, колокольня и часть крепостного вала.

 

Поскольку пространство холма было ограничено, постройки ставились почти вплотную друг к другу. Да и то верно: средневековый город чувствовал себя уверенно и относительно безопасно лишь под защитой крепостных стен. Вот и селились горожане по принципу: в тесноте, да не в обиде... Точно неизвестно, какая судьба выпала на долю Переяславля в 1237 году, во время Батыева нашествия. Среди сожженных городов в `Повести о разорении Рязани Батыем ` он не упоминается, явных следов не обнаружили и археологи. Может, Батый пощадил Переяславль, обошел его стороной? Уцелел город и в 1239 году во время повторного нашествия монголо-татар. Как заговоренный стоял на берегу Трубежа, устремив ввысь маковки церквей...
Постепенно политическая и духовная жизнь Рязанского княжества переместилась в Переяславль. После очередного - в 1288 году - набега орддынцев на Рязанское княжество в Переяславле стали жить рязанские епископы. Перенесение епископской кафедры в Борисоглебский собор способствовало дальнейшему возвышению города. В соперничестве с пронскими князьями переяславские князья в 1317 году обрели титул великих. А во второй половине XIV века, при великом рязанском князе Олеге Ивановиче (1350 - 1402), Переяславль становится столицей возрождающегося к жизни Рязанского княжества.

Символы мужества и верности

Рязанская земля, около четырех веков существовавшая как самостоятельное княжество, в течение долгих лет обрела свои символы, свои эмблемы, свои гербы. Российская геральдика уходит корнями в глубокую древность - к родовым знакам (тотемам), клеймам мастеров-ремесленников, княжеским эмблемам, знакам, обозначающим собственность. На Руси герб - двуглавый орел - появился впервые на печати Ивана III. При Иване IV Грозном была создана государственная печать, на которой вокруг государственного герба размещались 24 эмблемы княжеств и царств Московской Руси, в том числе и эмблем и эмблема Рязанской земли. Она представляла собой коня, шествующего в правую сторону.
Почему именно конь стал символом Рязанской земли? Существуют разные предположения. `Не является ли конь намеком на известное сказание о `вещем Олеге`?` - полагает Н.А. Co6oлева. Другие исследователи улавливают сходство `рязанского коня` с бронзовыми конями, украшающими собор Св. Марка в Венеции, или с изображениями коней на античных геммах. Предполагают, что геммой мог пользоваться как печатью кто-либо из рязанских князей. Вероятнее всего, однако, конь на рязанской эмблеме запечатлен потому, что в жизни рязанцев, обитателей степного порубежья, значил он очень много.
К XVII веку многие эмблемы земель, изображенные на печати Ивана Грозного, сильно видоизменились, а то и попросту исчезли. В `Росписи всем государевым печатям 1626 года` эмблема Рязанской земли уже описывается так: `Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля`. Почему вместо коня на рязанском гербе появился воин - объяснить трудно. Но в 1969 году археологи при раскопках на Старорязанском городище обнаружили круглую костяную пластинку с изображением древнего воина с мечом и щитом. Можно предположить, что образ воина-защитника издревле существовал в сознании рязанцев, живущих на границах с Диким Полем. Воин на рязанском гербе облачен в мирные одежды - следовательно, это не захватчик, не агрессор, а страж отчей земли.
При Петре I эмблемы земель превращаются в гербы городов. Специальный указ Сената предписывал на судебных печатях `в губерниях и провинциях и городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные...` В 80-х годах XVIII века Екатерина II провела реформу городского самоуправления. Герб стал обязательным атрибутом города. В 1779 году утвержден герб Рязани: `В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; а на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленые, обложенные соболями`. Так Переяславль Рязанский, став центром губернии, переняв в 1778 году имя от древней столицы княжества, получил `по наследству` и рязанский герб.
 
 

Позднее герб претерпел некоторые изменения. В XIX веке он получил обрамление из андреевской ленты, скрещенные молотки (как символ развивающейся промышленности) и венец в виде башни с тремя зубцами. Но эти дополнительные, несколько аляповатые элементы не изменили его сущности. В центре герба по-прежнему возвышался воин с мечом.
В народе бытует мнение, что на гербе изображен великий князь Олег Иванович Рязанский. Другие отождествляют изображение воина с образом славного защитника Рязани Евпатия Коловрата. Но вероятнее всего, это обобщенный символ мужественного защитника Отечества.

 
 

Рязанский Кремль

 

Кремль - древнейшее ядро города, который был заложен в самом конце XI в., в 1095 г. На месте древних деревянных построек постепенно сложился существующий ансамбль Кремля XV-XIX вв., отличительной особенностью которого является наличие комплекса каменных гражданских зданий XVII в. В течение последних 20-ти лет архитектурные памятники Кремля тщательно изучались и планомерно реставрировались, многие из них выведены из аварийного состояния и приняли первозданный вид. Величественный ансамбль Рязанского кремля - это 18 памятников истории и культуры XI-XIX вв. на площади 26 гектаров.

 

Успенский собор

 

Жемчужиной архитектуры является Успенский собор (1693-1699_гг.), построенный крупнейшим русским зодчим Я.Г. Бухвостовым. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 м2, высота 72 м) оказалось больше известных русских храмов: собора Василия Блаженного и церкви Вознесения в селе Коломенском. Успенский собор Рязанского кремля превосходит московский Успенский собор во всех размерах, а по высоте почти на 13 метров.

 

Успенский собор - уникальный памятник древнерусского искусства. Он построен в стиле «нарышкинского барокко» и является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Главы собора (центральная - вызолочена, четыре боковые - покрашены в синюю краску и покрыты золотыми звездами) увенчаны крестами высокохудожественной работы выдающегося мастера кузнеца Степана Малофеева.

 

Резьба по белому камню порталов и наличников окон в соборе, выполненная на растительном орнаменте и отражающая определенные реалистические тенденции древнерусского искусства, является шедевром, не имеющим аналогии. Похожие белокаменные рельефы, украшающие Грановитую палату в Москве и Рождественскую церковь в Нижнем Новгороде, уступают рязанским по качеству выполнения и композиции.

 

Иконостас собора XVII в., высотой 27 метров, имеет 4 яруса и завершающий пояс картушей. В основании каждого из трех верхних ярусов есть дополнительный ряд икон. Все иконы написаны художником Николаем Соломоновым, последователем и учеником Симона Ушакова. Исключительными достоинствами отличается резьба иконостаса, исполненная Сергеем Христофоровым. Удивительны ажурные стволы колонн иконостаса, сделанные из одного куска дерева.

 

Колокольня Успенского собора - памятник архитектуры в стиле классицизма первой половины XIX в. (1789-1840 гг.). Это грандиозное каменное четырехярусное сооружение высотой 86 метров с позолоченным шпилем (почти 25 метров) строилось этапами в течение 50 лет по разным проектам архитекторами И.Ф. Русско, К.А.Тоном (автором проекта известного Храма Христа Спасителя в Москве) и Н.И.Воронихиным. Несмотря на это, ее общая композиция с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля Колокольня Успенского собора в Рязани уникальна и подобных колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. Детали колокольни, как и скульптуры ее третьего яруса, хорошо нарисованы и мастерски выполнены. На колокольне укреплена мемориальная доска, повествующая о событиях многовековой давности, когда на этом месте стояла каменная Глебовская башня.

 

На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Рязанского кремля.

 

Христорождественский собор (наиболее раннее каменное сооружение кремля) - памятник древнерусской архитектуры начала XV в., о чем свидетельствует белокаменная кладка стен апсид и цоколь, характерный для храмов XV в.

 

В результате неоднократных перестроек собор дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX в. с завершениями в «русско-византийских» формах (архитектор Л.И. Стефенгаген). Раньше служил усыпальницей рязанских князей и княгинь, в том числе рязанской княгини Анны - сестры Ивана III. В настоящее время собор находится в совместном пользовании музея и Рязанской епархии, в нем проходят службы.

 

Церковь Богоявления - памятник архитектуры первой половины XVII в., построена в 1647 г. предположительно архитектором В.Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в.

 

Небольшой четверик храма с полукруглой апсидой завершается изящным позолоченным пятиглавием (сами главы - первая половина XVIII в.). Трапезная и особенно шатровая колокольня создают приятный живописный силуэт.

 

В настоящее время здесь размещается архив ЗАГСа Рязанской области.

 

Спасо-Преображенский собор построен в 1702 г. Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомар. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены резными белокаменными наличниками «нарышкинского» стиля. Собор украшен поясом полихромных изразцов, особенно на апсиде. На своде четверика имеется клеевая роспись конца XIX в., выполненная по штукатурке художником Н.В. Шумовым. В здании размещается Государственный областной архив.

 

Архангельский собор - памятник древнерусской архитектуры XV-XVII вв. (одно из древнейших сооружений Рязанского кремля). Несмотря на перестройки, сохранил типичные признаки архитектуры XV в. Это бывшая княжеская домовая церковь представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами. В соборе действует выставка « Бессмертие духа, памяти и красоты».

 

Дворец Олега. Построен как один из элементов епископского двора, возведенного в середине XVII в. зодчим Ю.К. Ершовым. В него входили собственно палаты епископа, певческий корпус (кельи эконома) и консисторский корпус. С запада ансамбль завершался Архангельским собором и пристроенной к его южному фасаду тем же Ершовым колокольней (разобрана). Дворец Олега - самое большое гражданское здание Кремля (площадь 2530 м2), памятник архитектуры XVII в. (архитекторы Ю.Ершов, Г. Мазухин), имеющий более позднюю (1778-1780 гг.) восточную пристройку (архитектор Я.Шнейдер).

 

Это прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание длиною 94 метра сооружено на участке Рязанского кремля, где предположительно находился собственно княжеский двор Олега. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега». На его фронтоне когда-то было изображение князя. Бытует мнение, что это изображение Олега Ивановича (время княжения - вторая половина XIV в.). Здание полностью музеефицировано, здесь находятся основные экспозиции музея.

 

Церковь Святого Духа - памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 г. известным мастером В.Х. Зубовым на месте более древней деревянной церкви XV в. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И.С.Стопычевым возведена трехярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально.

 

Особенностью церкви является то, что она имеет две апсиды, пример, характерный для рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой кокошников и двумя шатрами. Фасады имеют скромные, но хорошо прорисованные детали, которые придают им пластичность и живость. В настоящее время в здании находится научная библиотека музея.

 

Гостиница черни (амбары). С восточной стороны Архиерейского двора двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII в. называется сейчас Гостиницей Черни. Первоначальное назначение постройки - житницы, откуда и первоначальное ее название - амбары. Амбары были построены подрядчиком Никитой Бухвостовым (возможно, что это сын Я.Г. Бухвостова - архитектора Успенского собора, или его ближайший помощник Никита Устинов, которого назвали по фамилии его руководителя).

 

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых 7 находятся в первом этаже. Каждая секция имеет посередине дверной проем. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII в. на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. В здании открыта выставка «Время потрясений и открытий. ХХ век».

 

Певческий корпус. Свое название получил от проводимых здесь спевок певчих. Это двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане, построенное в 1658 г., выдержано в строгом стиле архитектуры XVII в. Особую нарядность зданию придает арочное крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры (реставрация И.В. Ильенко). В корпусе сохранились фрагменты прекрасной росписи стен, а в его интерьере восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII в. Певческий корпус хорошо вписывается в ансамбль зданий Архиерейского двора.

 

В одной из комнат корпуса сохранилась интересная настенная роспись, состоящая из растительных мотивов (реставрация Г.Е. и Т.Г. Брягиных). В настоящее время здесь строится экспозиция «По обычаю дедову…» (будни и праздники русского народа).

 

Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII в. По своей архитектуре близок к Певческому корпусу, так как построен одним и тем же архитектором Ю.К.Ершовым, и составляет с ними единый ансамбль. В здании работают экспозиции Музея природы и музей-театр «Когда заговорили вещи».

 

Гостиница знати - памятник гражданской архитектуры XVII-XIX вв. Здание оформлено в стиле второй половины XIX в. Однако на первом этаже его сохранились значительные части стен древних келий XVII в. До недавнего времени здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель К.М. Симонов. С 1996 г. здание передано Рязанской епархии.

 

Ныне существующий каменный мост к Колокольне был построен в XVIII в. и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост. Из летописных источников известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города с острогом. Мост подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены, за которыми находилась каменная часовня с образом Пресвятой Богородицы Одигитрии.

 

Крепостной вал. С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал XIII-XVII вв., возведенный руками далеких предков для защиты города от степняков-кочевников. Раньше на валу располагались деревянные стены и башни Кремля. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи от дна рва). Но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией и восхищает своей грандиозностью. Протяженность вала 290 метров.

 

Хозяйственные постройки - сараи для разной поклажи; кузница и бочарня, конюшни. Эти хозяйственные постройки расположены на территории Архиерейского двора. Построены они в конце XVII в. К конюшне, построенной архитектором Н.Устиновым - одним из помощников Я. Бухвостова, примыкал каретный сарай, который до настоящего времени не сохранился. В XIX в. конюшня была перестроена архитектором С.А. Щеткиным.

 

Территория бывшего Спасского монастыря XV в. располагалась к югу от Успенского собора. Окружающая монастырь ограда была сооружена в середине XVIII в. В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две круглые угловые башни.

Туры по Золотому кольцу. На главную >>>

{cptags}

Имя
Email*
Телефон, Город
Сообщение

Закрыть