Речные Круизы

История городов России

Смоленск... Город не просто древний, но один из древнейших на Руси, старше Суздаля, Ярославля, Владимира, город, чья судьба тесно связана с судьбой русского государства.

Город-воин, из века в век встававший на пути завоевателей, он не раз погибал в неравных сражениях, но побежден не был, не раз был разорен и сожжен дотла, но возрождался из пепла.

Туры по Золотому кольцу - СмоленскГерб города Смоленск. Дата принятия: 10.10.1780
Описание: Исторический герб Смоленска: "В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица".
Первые сведения о существовании герба Смоленска относятся к концу XIV века. Самые ранние его изображения, датируемые первой четвертью XV века, встречаются на мелкой медной монете - смоленском пуле; сохранилась печать смоленского воеводы князя Федора Куракина, приложенная к его письму от 28 июня 1664 года; и, наконец, в 1672 году изображение включено в "Титулярник". Кроме того, известны и другие изображения Смоленского герба: на гербовом знамени царя Алексея Михайловича (1666 г.), на рисунке русской государственной печати в дневнике австрийского дипломата Корба, в гербовнике полковых знамен 1730 г.
Во времена польского владычества герб Смоленска выглядел иначе. В польских гербовниках сохранилось его описание: на красном знамени жезл в сером поле. Что означало это изображение и когда оно появилось - точно ничего не известно.
В 1858 г. был разработан проект нового герба Смоленска в соответствии с реформой Кене: "в серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица". При этом ряд исследователей считает, что герб должен был иметь по бокам знамена с вензелями императора Александра I, перевитые Георгиевской лентой.

Бессмертен подвиг смолян в годы Великой Отечественной войны 1941 —1 945 годов. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Смоленска, городу присвоено почетное звание «город-герой».
История Смоленска уходит в глубину веков, когда он сформировался как центр племенного объединения славян - кривичей. Самое раннее упоминание о нем помещено в летописном рассказе о походе дружинников Рюрика к Царьграду в 863 году. С этой даты и отсчитывается возраст города, хотя уже тогда он охарактеризован как «град велик и мног людьми».
1125 лет прошло с той поры.
Сейчас Смоленск — областной город, один из крупных промышленных и культурных центров нашей Родины. Здесь производят автоматические приборы, электролампы, дорожные машины, трикотаж, чудесные изделия из льна и другую продукцию.
От живописной долины Днепра, лента которого делит город на две части, уходят к горизонту кварталы современной застройки. На утопающих в зелени холмах старой части города привлекают взор памятники древней архитектуры.
На протяжении столетий создавались в Смоленске прекрасные памятники культуры русского народа.
По решению правительства РСФСР на основе богатых музейных коллекций и реставрированных памятников древнего зодчества в городе создан Объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.
Смоляне хранят память о героическом прошлом своего города, о государственных деятелях и полководцах, чьи биографии связаны со Смоленском, о великих поэтах и композиторах, ученых и художниках, родившихся на смоленской земле.
Смоленское бюро путешествий и экскурсий приглашает познакомиться с городом-героем, который наш земляк поэт Н. Рыленков назвал «повестью о судьбах Руси».
Все холмы да холмы,
Словно шлемы солдат,
Средь просторов лесных
Твои стены стоят,
Город мой, ласковый.
Обласканный ветрами и сказками.
В. Клочков
О первых веках существования Смоленска известно пока немного, однако раскопки знаменитых Гнездовских курганов — кладбища языческого Смоленска, дали интересный исторический материал. В частности, там найден сосуд с самой древней, датированной Х веком, надписью на древнерусском языке.
В Х веке Смоленск упомянут византийским императором Константином Багрянородным как большая крепость, откуда купцы, починив после волоков ладьи, отправлялись по Днепру в Константинополь.
В конце ХI века город вошел в удел князя Владимира Мономаха, который много раз бывал здесь и в 1101 году заложил в детинце первое каменное здание — городской Успенский собор (детинец — административный укрепленный центр древнего Смоленска
находился на высоком холме левого берега Днепра, называемом теперь Соборной горой).
В 30-х годах ХII века при внуке Мономаха Ростиславе Смоленск становится центром Великого Смоленского княжества. Ростислав построил обширные укрепления вокруг посада, учредил епископию. При нем было воздвигнуто несколько каменных зданий, из которых сохранился лишь сооруженный в 50-х годах ХII века храм Петра и Павла в «тетеревниках» — месте княжеской охоты.
Теперь на месте бора, где родились тетерева, — многочисленные нити железнодорожных путей, вокзал, построенный е 1953 году, и в 100 м от него — спокойное величие самого древнего в Смоленске здания. Церковь Петра и Павла — один из наиболее значительных памятников зодчества домонгольской поры (реставрирована она по проекту П. Д. Барановского). Удивительно гармоничны формы этого небольшого здания с его скупым, но изящным декором. Сейчас здесь размещена экспозиция по истории древнесмоленского зодчества.
На противоположном берегу Днепра (на улице Большой Краснофлотской) сохранился еще один памятник ХII столетия — Иоаннобогословская церковь. Она была очень похожа на Петропавловскую, но в ХVIII веке по распоряжению епископа ее неузнаваемо переделали. Позже реставраторы вернули ей первоначальный облик. Разрабатывается проект музея, в состав которого войдет эта церковь и расположенная рядом с ней (сейчас она скрыта в земле) знаменитая смоленская ротонда — церковь иноземных купцов (ХII век).
Во второй половине ХII века Смоленск развивался особенно быстро. Это определялось возросшим политическим значением города и его выгодным географическим положением. Через Смоленск проходили торговые пути не только с севера на юг, но и с запада на восток. Многочисленные археологические находки свидетельствуют об оживленных экономических и торговых связях с многими странами Европы и Азии.
Широко было развито в городе ремесленное производство, в частности, обработка металлических изделии. Интересны изящные изделия смоленских косторезов. В большом количестве изготовлялись стеклянные браслеты, их вывозили за пределы княжества. (Эти изделия можно увидеть в историческом от деле Смоленского музея-заповедника, находящемся на улице Ленина.)
Жители Смоленска ХII века писали письма на бересте, знали греческий и латынь, создавали интересные произведения литературы и живописи. Они смелой рукой писали на стенах храмов проклятие «врагам-игуменам» и были храбры — «дерзки к бою», как отмечал летописец. В огне войн, пронесшихся над городом, многие свидетельства его культуры были утрачены, сохранились лишь фрагменты каменной летописи — архитектуры.
Много лет работала в городе специальная архитектурно-археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта. В результате новых находок и исследований Смоленск стал одним из крупнейших культурных центров древней Руси. Наиболее яркой явилась его архитектурная школа, сложившаяся к 80-м годам ХII столетия. По количеству и качеству своих монументальных зданий он в конце ХII— начале ХIII века не уступал Киеву и Новгороду. Эти здания строились не только в городе, но и за его пределами — они протянулись вдоль Днепра на семь километров. Особенно эффектная картина открывалась гостю, приближавшемуся к Смоленску с запада, где многочисленные монастыри создавали торжественный въезд в город и в то же время служили линией укреплений.
В Смоленске получила талантливую разработку тема высотной композиции храма. Если в других городах памятники этого течения единичны, то в Смоленске они были многочисленны. Более того, смоленские мастера строили подобные здания в других городах Руси. Так, в Новгороде на Торгу стоит Пятницкая церковь, возведенная смолянами в 1207 году.
До наших дней в Смоленске сохранился только один образец такого сооружения — церковь Михаила Архангела (на улице Малой Краснофлотской). Это замечательный памятник смоленской архитектурной школы, вошедший в сокровищницу национальной культуры. Пропорции здания так совершенны, что оно кажется скульптурой, созданной вдохновенным мастером.
Памятник отличается динамизмом композиции, торжественностью и нарядностью облика. Особенно впечатляет своей высотой и целостностью внутреннее пространство храма. Если мысленно добавить красочную роспись, первоначально покрывавшую стены, драгоценную утварь, цветные майоликовые полы, то становится понятным восхищение летописца, который записал, что подобной церкви не было в северных странах и что многие иностранцы приходили для «смотрения оной.
Здание было значительно переделано во время ремонтов в ХVII и ХVIII веках, сейчас по проекту архитекторов С.С. Подъяпольского и Т.Е.Каменевой ведется его реставрация.
В историческом отделе музея-заповедника можно увидеть макеты других построек ХII века, фрагменты древнесмоленской живописи.
Блестящий расцвет Смоленска и его культуры был недолгим. В 1230 году в городе разразилась эпидемия, которая унесла более З0 тысяч человек — цифра огромная для средневекового города. Затем на русскую землю обрушились полчища кочевников. Смоленск видел их под своими стенами трижды, но каждый раз успешно отбивался.
Опасность надвинулась на Смоленск с запада.
Не раз и не два было небу от пламени жарко,
Ключ-город в осаде пылал.
И прежде чем выступил Минин с Пожарским,
Атаки Смоленск отбивал.
А. Бодренков
К началу ХIV века происходит окончательное становление Литовского княжества. Литовские феодалы расширяли свои владения за счет западных русских земель, и в течение всего ХIV столетия Смоленск противостоял их нападениям. Он постепенно терял свои уделы — Карачев, Мстиславль, Брянск, Белый. Его экономическая мощь была подорвана, но на востоке за ним, как за надежным щитом, крепло княжество Московское, которое возглавило объединение русских земель.
В 1395 году литовский князь Витовт, вероломно захватив Смоленск, посадил здесь наместника. Но в 1401 году смоляне восстали и прогнали литовцев. Витовт не мог примириться с потерей города и каждое лето до 1404 года безуспешно осаждал его, впервые применив здесь осадную артиллерию. Но Смоленск был «крепок вельми», и в этих словах летописца звучит признание мужества защитников города. Летом 1404 года измученный город пал. В составе великого княжества Литовского он находился 110 лет.
Завершая процесс объединения русских земель, молодое Московское государство в конце ХV века начало борьбу за Смоленск. В 1514 году город был присоединен к Москве.
Постепенно он вновь становится крупным торговым центром, вырастают его посады и слободы. Иностранец Иоанн Кобенцель, побывавший в городе в 1575 году, писал, что Смоленск «так же велик, как Рим».
Но долгой мирной жизни город не знал. Неоднократно в 1514, 1538, 1564 и 1579 годах, польско-литовские отряды пытались захватить его.
Сознавая значение города и постоянную угрозу ему, правительство решило построить здесь вместо обветшавшей дубовой крепости — каменную. Сооружение ее — яркая страница отечественной истории.
25 декабря 1595 года в Смоленск торжественно, под звон колоколов, въехали организаторы строительства, возглавить которое должен был выдающийся зодчий Федор Конь, родившийся, как считают, близ смоленского города Дорогобужа.
Политическую значимость строительства подчеркнуло прибытие в Смоленск боярина Бориса Годунова, фактического правителя страны, который, как гласит предание, сказал:
«Положим мы такую красоту неизглаголанную, что подобной ей не будет во всей поднебесной... Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси православной на зависть врагам и гордость Московского государства”.
Грандиозные по размаху работы были великолепно организованы. В «Новом летописце» сообщается, что в Смоленск собрали мастеровых «со всея Русския земли» и делали город «всеми городами Московского государства». Интересным новшеством в строительной практике не только на Руси, но и во всей Европе явилось то обстоятельство, что строительство велось «наймом охочих людей», платили им из государственной казны.
В 1602 году крепость была завершена. Сразу же она получила необходимое вооружение, к ее башням и пряслам «приписали» дворян, пушкарей, стрельцов, посадских людей.
Сооружение смоленской крепости — огромное достижение русского строительства и военно-инженерного искусства конца ХVI века. В отличие от большинства городов, это не кремль — укрепление вокруг центра, а стена, окружавшая весь город. Длина стены составляла 6,5 км, толщина—5—5,5 м, высота с зубцами, в зависимости от рельефа, — 13 и более метров. Сложена она из кирпича, внизу облицована белым камнем.
Стена стала Смоленску и защитой и украшением. По живописности расположения богатству декоративной обработки, количеству башен, их монументальности и плотности расстановки она не знает себе подобных. Крепость — будто и в самом деле драгоценное ожерелье, положенное на приднепровские холмы. Как дивные самоцветы, блистали в этом ожерелье 38 башен, из которых ни одна не повторяла другую.
До нашего времени сохранились отдельные участки крепости общей протяженностью около трех километров и 15 башен, не изменивших первоначальный облик.
Смоленская крепость — вершина творчества Федора Коня. Ее отличает ряд оригинальных особенностей: впервые здесь введены трехъярусная система боя и большие сводчатые камеры для пушек. Великолепны белокаменные порталы воротных башен и изящные обрамления бойниц.
В полной мере всю красоту и мощь стены можно оценить, познакомившись с восточным участком, который сохранился на большом протяжении. Изумляют огромные 16-гранные башни, в расстановке которых чувствуется целесообразность не только военная, но и градостроительная: они определяли лицо города со стороны московской дороги. На высшей точке рельефа стоит башня, которой народ дал гордое имя «Орел», от нее открывается долина Днепра, живописные холмы, уходящие к горизонту.
Красота, созданная талантом и умением безвестных мастеров, сливается с красотой ландшафта в дивную, поражающую воображение картину, увидев которую однажды, запоминаешь навсегда. Здесь, на восточном участке, вспоминаются слова поэта А. Бодренкова: «И если ты хочешь быть духом сильнее, побудь у смоленской стены...».
Именно здесь штурмом Авраамиевских ворот в ночь на 5 октября 1609 года открылась новая трагическая и героическая страница истории города. Смоленск встал на пути армии польского короля Сигизмунда. Войск в городе было мало — их отвел царь Василий Шуйский под Тушино для борьбы с Лжедмитрием II. Вся тяжесть обороны легла на плечи посадских людей и крестьян, укрывшихся за стеной.
Долгие 20 месяцев сражались смоляне во главе с воеводой М.Б.Шеиным. Их решимость не смогли сломить ни болезни, ни голод, ни уговоры посольства московских бояр, присягнувших королевичу Владиславу. В тяжелейшее для государства время, когда польские отряды разоряли Москву, ярославские и костромские деревни, а шведы — новгородские земли, мужество смолян вызывало восхищение, способствовало подъему национального самосознания и освободительного движения. «Если бы таких крепкостоятельных городов в Российском государстве хоть немного было, неповадно было бы входить в нашу землю нашим врагам», — говорилось в безымянном письме, призывающем граждан Москвы к борьбе.
Предательство бояр помогло врагу в июне 1611 года ворваться в обескровленный город. Последние защитники продолжали биться на башнях, но судьба Смоленска была уже решена. Преклонение народа перед героизмом смолян выразилось в сложившейся позже легенде о том, что смоляне взорвали пороховые погреба под Успенским собором и погибли в огне, но не сдались врагу. Пожар, охвативший Смоленск, уничтожил многочисленные памятники зодчества, причинив ущерб неповторимому облику города.
В 1654 году Смоленск — теперь уже навсегда — был возвращен в состав Русского государства.
Медленно возрождался город. Из Москвы для ремонта крепости неоднократно присылали мастеров, которые вели здесь также и строительство каменных зданий. В их числе соборы — Троицкий (ул. Б. Советская) и Вознесенский (ул. Пржевальского).
В 1677 году на месте разобранного древнего Успенского собора, который пострадал в 1611 году, зодчим Алексеем Корольковым был заложен новый собор. Строительство его по разным причинам останавливалось и закончилось только в 1740 году. Собор был тогда семиглавым. Но через 20 лет в сводах появились трещины, и в 1767—1772 годах верхние части фасадов и завершение перестроил Петр Обухов, сделав пятиглавие. Тогда же были построены колокольня, гранитная лестница, гульбище и ограда с воротами.
По тому времени смоленский Успенский собор не имел себе равных по величине на Руси, он был больше московского Успенского собора почти в два раза. В облике его интересно сочетание объемно-пространственной композиции древнерусского собора с барочным декором.
Достопримечательностями собора являются деревянные резной иконостас, кафедра и архиерейское место. Они относятся к лучшим творениям декоративного искусства. Десять лет работали над ними замечательный украинский мастер Сила Михайлович Трусицкий и его помощники. Каждый ярус иконостаса представляет собой колоннаду, украшенную гроздьями винограда, цветами подсолнуха и мальвы, листьями дуба и клена. Великолепная резьба позолочена, некоторые детали посеребрены, они усиливают звучание резьбы, подчеркивают ее ажурность и глубину. Любопытная особенность смоленского иконостаса — обилие в нем скульптуры.
В 1943 году фашисты, отступая, заминировали собор, но советские саперы предотвратили взрыв.
Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.
А. Бодренков
В ХVIII веке Смоленск приобретает статус губернского города и получает герб, на котором изображена пушка с сидящей на ней птицей. Этот герб с вещей птицей-гамаюном был известен в Смоленске еще в ХVII веке.
После 1780 года в юго-западной части города застраивается административный центр, здесь же появляются каменные дома, построенные в стиле классицизма.
Город-воин мечтал о мире и возрождался для мира. Но наступил 1812 год. Наполеоновская армия подошла к границам России. Снова многострадальный Смоленск лежал на пути завоевателей. Здесь 4—5 августа 1812 года сражались русские воины, прикрывая отход армии, которую нужно было спасти, чтобы спасти государство.
Особенно кровопролитное сражение развернулось в южном предместье и на западе — у Королевской крепости. Смоленская земля не покорилась врагу — началась невиданная нигде ранее народная война. Тысячи крестьян и горожан губернии сражались с врагом.
При контрнаступлении фельдмаршал Кутузов отводил Смоленску большую роль. Он заставил Наполеона отступить по старой Смоленской дороге, где неприятель не мог получить продовольствия и где сильно было развито партизанское движение.
Наполеон пытался в Смоленске дать небольшой отдых своей армии, но вынужден был покинуть город. Отступая, он приказал поджечь уцелевшие здания и взорвать башни стены. Город, который Стендаль назвал прекраснейшим среди виденных им городов, лежал в развалинах. Большинство башен было спасено от взрыва русскими воинами.
О событиях 1812 года напоминают в Смоленске несколько монументов. В парке культуры и отдыха находится памятник героическим защитникам города 4—5 августа, открытый в 1841 году. Автор его А. Адамини.
На одном из бастионов Королевской крепости установлен памятник Софийскому полку, принимавшему участие в смоленском сражении, а у подножия вала находится могила генерала Скалона, погибшего 5 августа.
Один из лучших смоленских памятников — памятник героям 1812 года, установленный на месте ожесточенного сражения у южного участка стены. Этот знаменитый памятник смоляне называют «памятник с орлами». Он выполнен по проекту Н. С. Щуцмана, открыт в 1913 году. Два могучих орла— символ 1-й и 2-й русских армий — защищают от галла расположенное на вершине скалы гнездо — Смоленск. «Благодарная Россия — героям 1812 года» — гласит надпись. На другой стороне памятника запечатлены имена полководцев — Барклая де Толли, Вагратиона, Раевского, Неверовского, Дохтурова, защищавших Смоленск. Их именами смоляне назвали улицы города.
Невдалеке от памятника с орлами установлен бюст М. И. Кутузова (скульптор М. И. Страховская), перед которым положена плита со словами полководца, выражающими его восхищение мужеством смолян. Великому русскому полководцу за победу над войсками Наполеона был присвоен титул князя Смоленского. На месте башни, взорванной французами, в 1912 году построено здание народного училища. Теперь в здании бывшего училища — отдел музея-заповедника «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.», а сквер, где расположены памятники, назван сквером Памяти героев.
Ты слышал ленинское слово и этим словом дорожил.
В. Фирсов
Во второй половине ХIХ века Смоленск стал крупным железнодорожным узлом. Это способствовало развитию торговли и промышленности, что, в свою очередь, потребовало развития просвещения. В этот период построен ряд интересных зданий, сохранившихся до нашего времени в их числе гимназия (ныне школа №7), дом купца Павлова (дом книги), дом Энгельгардта (дворец торжественных обрядов), дом Будникова (дворец пионеров), реальное училище (строительный техникум).
После свержения самодержавия в Смоленске был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Большевики развернули борьбу за завоевание большинства в Советах.
Весь 1905 годе Смоленске не прекращалась стачечная борьба, забастовки. В ноябре был образован Совет рабочих депутатов. В декабре из Смоленска в Москву была послана боевая дружина, которая приняла участие в баррикадных боях. Смоленские рабочие приняли активное участие в разгроме корниловского мятежа в августе 1917 года.
Советская власть в городе была установлена 31 октября 1917 года.
Смоляне снято берегут памятные места, связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией и выдающимися деятелями партии и государства. Они отмечены памятными досками.
Среди исторических памятников — дом, где заседал военно-революционный комитет (улица Октябрьской революции, 8), неподалеку от него — школа е 7бывшая гимназия, где учились видные борцы за установление Советской власти в Смоленске.
В парке культуры и отдыха у подножия торжественного монумента в честь защитников Смоленска 4—5 августа 1812 года, перед бывшей парадной площадью погребены замечательные сыновья Смоленска. Среди них — один из создателей смоленской большевистской организации В. 3. Соболев, рабочий-большевик В. И. Смирнов, вожак комсомола Е. Гарабурда и другие. Их имена — в названиях улиц и площадей Смоленска.
Энергично развивался Смоленск в годы первых пятилеток. Были переоснащены мелкие промышленные предприятия, создана крупная промышленность — льнокомбинат, завод дорожных машин, машиностроительный завод и другие, построены жилые дома, школы, техникумы, вузы. Город украсили административные и общественные здания, среди которых дом Советов, драматический театр, гостиница «Смоленск».
Врагам вовеки помнить это!..
По свету слава разнеслась,
Что гвардия Страны Советов
У стен смоленских родилась.
В. Фирсов
Суровый 1941 год. Снова— в который раз! — Смоленск встал навстречу врагу. На улицах города две недели продолжались кровопролитные бои. На Смоленской земле развернулось сражение, в ходе которого на два месяца было остановлено продвижение фашистских войск к Москве. В огне Смоленского сражения родилась Советская гвардия. Командиром Первой гвардейской стрелковой дивизии был уроженец Смоленщины, Герой Советского Союза генерал-лейтенант И. Н. Руссиянов.
Однако под напором превосходящих сил врага наши войска оставили Смоленщину. Земля смоленская была оккупирована, но не покорена: она стала одним из центров партизанского движения. В 119 партизанских отрядах сражалось свыше 60 тысяч народных мстителей. Под руководством коммунистов только в Смоленске действовало 30 подпольных организаций.
Два с лишним года древний город находился в оккупации. В фашистских застенках, в лагерях смерти погибло 135 тысяч человек.
25 сентября 1943 года над зданием гостиницы «Смоленск» взвилось красное знамя. После упорных боев Смоленск и область были освобождены.
В честь воинов Западного и Калининского фронтов, освободивших Смоленщину, установлен мемориальный знак (ул. Дзержинского, авторы — Г. И. Самоделкин, Ю. А. Шаталов).
Ратные подвиги смолян, их беззаветная преданность Родине высоко оценены Коммунистической партией и Советским правительством. Свыше 250 уроженцев области удостоены звания Героя Советского Союза, 40 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Тысячи участников партизанского движения награждены орденами и медалями. За активное участие трудящихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Смоленск награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
6 мая 1985 года городу Смоленску присвоено почетное звание «город- герой» с вручением медали «Золотая Звезда».
На братских могилах — их много на территории города — установлены памятники. В парке имени В. И. Ленина, где захоронено более трех тысяч патриотов, стоит памятник «Скорбящая мать» (авторы памятника — скульптор А. Г. Сергеев, художник С. С. Новиков, архитекторы А. Г. Стемпаржицкий, Г. Г. Соосар). Там же находится сооруженный смолянами в память о погибших на смоленской земле Курган Бессмертия (открыт 25 сентября 1970 года, автор Д. П. Коваленко, панно выполнено скульптором В. Я. Меньшовым). Перед Курганом Бессмертия горит Вечный огонь.
Сквер Памяти героев. Это священное для смолян место. Поэт Всеволод Рождественский сказал о нем:
На подступах к сердцу — Москве,
У древней смоленской стены,
Где в мирно склоненной листве
Спят в славе Отчизны сыны,
По-братски встречаются две
Отечественные войны.
Неподалеку от памятника героям 1812 года здесь, у древней стены, захоронены павшие в Великой Отечественной войне. Среди них Герой Советского Союза партизан Володя Куриленко, водитель танка Герой Советского Союза Мария Октябрьская, здесь же погребен Герой Советского Союза М. А. Егоров, водрузивший вместе с М. В. Кантария Знамя Победы над рейхстагом. Вечный огонь горит перед братскими могилами.
Широко отражены события Великой Отечественной войны в экспозиции музея-заповедника.
Не зря страна горда тобой,
Твоей завидною судьбой,
Тебе к лицу — Звезда Героя,
Салют Победы над тобой.
Свети в веках и будь покоен
Над небом мирной синевы,
Бессмертный труженики воин,
Единокровный брат Москвы.
В. Фирсов
Но то, что есть на этом месте, ни город это, ни село— пустырь угрюмый и безводный, — это строки из стихотворения нашего выдающегося земляка А. Т. Твардовского в полной мере говорят о картине, которая предстала перед глазами возвращавшихся в родной город.
Международная Комиссия Красного Креста определила, что для возрождения Смоленска потребуется 100 лет
Самоотверженный труд смолян сделал невозможное. На помощь им пришел весь советский народ. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство включили Смоленск в число 15 древних городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Отстраивать город помогали Москва, Иваново, Ярославль, Рязань, Мордовия, Узбекистан и другие города и республики. Уже в 1954 году Смоленск был почти полностью восстановлен, в 1956 году его народное хозяйство достигло довоенного уровня.
Последующие десятилетия для Смоленска были годами напряженного труда, борьбы за подъем экономики и культуры. Были введены в строй новые предприятия, открыты научно-исследовательские институты. Центр города украсили новые общественные и административные здания, среди них — дом политического просвещения, новый корпус пединститута, кинотеатр «Современник», танцевальный зал «Молодость». Была реконструирована площадь перед домом Советов, на ней установлен памятник В. И. Ленину, его автор — лауреат Ленинской премии Л. Е. Кербель. Эта площадь носит имя вождя.
Великолепный вид на весь город открывается с площадки Соборной горы. На высоте панораму охватывает лента крепостной стены с башнями Веселухой, Позднякова и Орлом. Далеко за стеной просматриваются новые жилые районы. Хорошо видно с площадки и Заднепровье. Особенно привлекательна отсюда застройка возникшего в последние годы микрорайона «Спутник» (архитектор С. М. Золотарев).
По бровке Соборной горы можно пройти на ее южную площадку, где основным зданием является памятник гражданского зодчества середины ХVIII века — бывший архиепископский дом. На первом этаже дома, в небольших комнатах, перекрытых мощными сводами, разместилась выставка «Русский быт», где представлены интереснейшие, уникальные экспонаты. В бывшей церкви Иоанна Предтечи (1703 г.) размещен отдел природы музея-заповедника.             Внизу, у Соборного холма, недалеко от бывших днепровских ворот, установлен памятник М. И. Кутузову Смоленскому (автор — скульптор Г. И. Мотовилов).
Город украшают памятники знаменитым землякам: бюсты сына смоленской земли Ю. А. Гагарина, выдающегося скульптора С. Т. Коненкова, дважды Героя Социалистического Труда авиаконструктора С. А. Лавочкина, памятники первому советскому главковерху Н. В. Крыленко и замечательному русскому скульптору М. О. Микешину. На крепостной стене у площади В. И. Смирнова укреплена скрижаль в честь знаменитых земляков. Мемориальные доски, посвященные известным советским поэтам М. В. Исаковскому, А. Т. Твардовскому, Н. И. Рыленкову, маршалу М. Н. Тухачевскому, ученому-путешественнику. Н.М. Пржевальскому и другим смолянам, прославившим наше Отечество, установлены на зданиях.
В центре города, в саду имени Глинки (бывшем Блонье), установлен памятник великому композитору работы скульптора А. Р. Бока. Он открыт 20 мая 1885 года. Будто вслушиваясь в рождающиеся звуки музыки, стоит с дирижерской палочкой композитор. Рисунок ажурной ограды вокруг памятника составлен из нот и напоминает кружево. Каждый час Музыкальные фразы, отлитые в металле, оживают, и чарующие звуки музыки звучат для всех, пришедших поклониться основоположнику русской классической музыки.
Памятник М. И. Глинке установлен напротив здания дворянского собрания (ныне здание областной филармонии), построенного в 1825 году по проекту губернского архитектора М.Н.Слепнева. Этот памятник—один из лучших образцов классицизма в городе. Шестиколонный портик, поставленный на широкий цоколь, придает торжественность этому
приятному по пропорциям зданию. За портиком находится двухсветный зал, где звучала музыка великого смолянина М. И. Глинки в авторском исполнении, где смоляне принимали А. М. Горького, слушали Ф. И. Шаляпина, А. В. Нежданову, Л. В. Собинова, С. В. Рахманинова. Не раз в этом здании выступал видный деятель Коммунистической партии и Советского государства А. Ф. Мясников. Проходивший здесь 30—31 декабря 1918 года съезд Компартии Белоруссии провозгласил образование Белорусской Советской Социалистической Республики. В память об этом событии и о выдающихся людях, бывавших в этом здании, на его фасаде установлены мемориальные доски.
Среди немногих сохранившихся памятников классицизма — небольшой особняк на улице Ревноенсовета. Он принадлежал семейству Каховских, члены которого являлись активными участниками кружка смоленских «вольнодумцев» — ранней преддекабристской организации. Из этого семейства происходил один из деятелей декабристского движения П. Г. Каховский.
На смоленской земле родился видный декабрист И. д. Якушкин. Недалеко от Смоленска находилось родовое имение Пестелей, куда неоднократно приезжал П. И. Пестель. На смоленской земле есть и другие места, связанные с декабристами.
Интересно здание художественной галереи, построенное в 1903—1905 годах для размещения коллекции известной меценатки княгини М. К. Тенишевой. Недалеко от Смоленска, в своей усадьбе Талашкино, М. К. Тенишева организовала художественные мастерские, где возрождались традиции народного искусства. Талашкино е начале ХХ века стало одним из центров художественной жизни России. Здесь бывали выдающиеся художники, музыканты, литераторы. Сохранился сказочный
«Теремок, выстроенный недалеко от Талашкина — во Фленове по проекту С. В. Малютина, и церковь-усыпальница, на фронтоне которой помещена мозаика, выполненная по эскизу Н. К. Рериха.
Многие предметы из художественно-этнографической коллекции, которую собрала М. К. Тенишева, теперь можно увидеть в различных отделах музея-заповедника.
Здание галереи выполнено в стилизованных формах древнерусского зодчества по проекту С. В. Малютина при участии В. М. Васнецова и М. К. Тенишевой. В залах размещается постоянная экспозиция. Здесь можно увидеть великолепные иконы ХVI—ХVII веков, произведения западно-европейских художников. Хорошо представлено русское искусство ХVIII— начала ХХ века, здесь есть интересные работы Ф. С. Рокотона, И. П. Мартоса, Ф. А. Васильева, В. И. Сурикова, В. А. Серова, К. А. Сомова, К. А. Коровина, Н. К. Рериха. В экспозиции находятся также произведения советских художников, в том числе И. Э. Грабаря, П. П. Кончаловского, А. А. Дейнеки, представлены и работы смоленских художников.
Год от года становится краше Смоленск. Смоляне построили дом быта, Центральный универмаг, еще один мост через Днепр, новые здания школ, высших и средних учебных заведений, поликлиник, библиотек, дворцов культуры. Принимает туристов новая гостиница «Россия, белоснежное здание которой, поднявшееся на перекрестке улиц Дзержинского и Нахимова, очень украсило этот уголок Смоленска. В центре города привлекает внимание строгое здание дома профсоюзов. Нравятся смолянам и гостям города уютные кафе, чайные, оригинальные интерьеры многих из них выполнены художниками М. С. Золотаревой и А. Б. Колесниченко.
Смоленск далеко вышел за пределы довоенных границ. Его историческое ядро окружено благоустроенными жилыми районами.
Богат зеленый наряд Смоленска. Реконструируются его улицы и скверы, в красивый бульвар превращена улица Октябрьской революции. Радуют глаз яркие ковры из тюльпанов, роз. Украшением города будет набережная Днепра, строительство которой уже началось. На склонах холмов, спускающихся к набережной, раскинется парк Победы с мемориалом в честь Смоленского сражения. Преображается парк имени В. И. Ленина.
Великолепная зона отдыха создана вдоль юго-западного участка крепостной стены. В нее органично включены памятники древнего зодчества, древний ров, наполненный водой, уютный уголок у бюста А. С. Пушкина работы Е. Белашовой, оформленный по проекту художника В. Трубаева и архитектора Г. Соосара.
Неповторим облик дважды орденоносного Смоленска, города-воина, города-героя, города-труженика, который привольно раскинулся на приднепровских холмах как памятник доблести, верности, таланту и трудолюбию народа, рассказ о котором можно по праву закончить строками Л. Татьяничевой:
Не город, а история,
Как хлеб ржаной, насущная,
История, которая
Устремлена в грядущее.

Туры по Золотому кольцу. На главную >>>

{cptags}

Имя
Email*
Телефон, Город
Сообщение

Закрыть