Школьные туры

История городов России

Отзывы туристов

Тверь -  центр Тверской обл., в 167 км к С-З. от Москвы. Расположен на верхней Волге, порт при впадении в неё р. Тверца.

Туры по Золотому кольцу - ТверьГерб города Тверь. Дата принятия: 10.10.1780, 25.05.1999, 22.12.2000
Номер в Геральдическом регистре РФ: 700
Описание: Геральдическое описание герба: «В червлёном поле на золотом стуле (без спинки), покрытом зелёной, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой, — золотая, украшенная зелёными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах, — трёх больших, перемежающихся двумя меньшими».
Герб города Твери утверждён Решениями Тверской городской Думы №66 от 25 мая 1999 г. и №32 от 22 февраля 2000 г. В основе герба — исторический герб города Твери, утверждённый 10 ок-тября 1780 г.: «В красном поле на зелёной подушке, золотая корона».
В XVII веке тверская эмблема представляла собой "стул без спинки, на нем корона". В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: "престол без степени, на престоле лежит венец царский". Известен и автор тверской эмблемы - Станислав Лопуцкий, "живописного дела мастер". Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он и нарисовал тверскую эмблему.
В составленном в 1672 году первом русском гербовнике "Титулярнике" тверская эмблема описана как "стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: "Тверъский". Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев.
Тремя годами спустя, в 1675 году тверская эмблема появляется на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, представляя собой "стул с короной: печать тверская". Этот рисунок и герб "Титулярника" заметно отличаются от варианта 1666 года. Сохраняя верность основной идее - трону и короне, художественные достоинства и авторство эмблем различные. Известно, что с 1667 года место живописных дел мастера в Оружейной Палате занял Данила Вухтерс, который по собственному признанию "Станислава Лопуцкого живописного дела знает лучше". С этого времени тверская эмблема стала "канонической" для последующих изображений вплоть до начала XVIII века. Именно такой, как в "Титулярнике", она представлена на рисунке печати из дневника иноземца И.Г. Корба.
Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших "венценосных" земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как "стол", как "владение" и "княжество". Несколько иной характер тверская эмблема приобретает в начале XVIII века в процессе создания собственно городских гербов. Их появление связано с целым рядом нововведений Петра 1. Российский реформатор придавал большое значение различным эмблемам, символам и аллегориям. Они использовались в медалях, фейерверках, украшали триумфальные арки. Но чаще всего, городские эмблемы изображались на военных знаменах. По военной реформе полки русской армии размещались в городах. Каждому полку надлежало иметь на своем знамени герб города - места дислокации.
Первоначально гербы на знаменах рисовали "не по правилам". Так, на знаменах тверских пехотного и драгунского полков 1712-1727 годов тверская эмблема представлена следующим образом: "знамя зеленое с изображением в верхнем углу у древка золотого трона под короною". Тверской герб этого периода метко прозвали "колоколом", ибо он на корону походил мало.
Для правильного рисования гербов в 1722 году было создано специальное учреждение - Герольдмейстерская контора. На должность составителя гербов был приглашен из Франции знаток геральдики граф Франциск Санти. Он и стал автором нового варианта Тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось "европейзацией" геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги "Символы и Емблемата", изданной в 1705 году. Напись под рисунком была довольно загадочная: "Прелестная вещь".
В 1729 году живописец Андрей Баранов представил рисунки знамен для 85 полков, в том числе и Тверского. Высочайшим Указом новый вариант тверской эмблемы был утвержден 8 марта 1730 года со следующим описанием: "на серебряном стуле на зеленой подушке золотая корона, поле красное". В знаменном гербовнике тверской герб помещен в золотом картуше, увенчанном царской короной. Интересен и необычен еще один вариант тверской знаменной эмблемы, известный по рукописи "Гербовник 1755 года и Бибиковы знамена". Представленный проект выглядит так: "Знамя розовое, в тумбе крест золотой и тумба золотая, кругом шесть звезд золотых".
В середине XIX века одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года. Его описание: "В червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. 10 февраля 1859 года он же составил и проект герба губернского города Твери. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться "царскою шапкою в виде венца Мономахова и был окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою".

Климат умеренно континентальный. Ср. темп-ра января от —8,5° до —10,5° С, июля 17—18°С. Осадков 550—750 мм в год. Ж.-д. станция на линии Москва — Санкт-Петербург. Аэропорт. Нас. 455,6 тыс. чел. (1992; 55,5 тыс. в 1897; 108 тыс. в 1926; 216 тыс. в 1939; 261 тыс. в 1959; 345 тыс. в 1970; 412 тыс. в 1979).
Возник в 12 в. из ремесленно-торговых поселений близ монастыря недалеко от устья р. Тверца (отсюда назв. Т.), впервые упоминается в историч. источниках под 1164. Первоначально принадлежал Новгороду, с 1209— Владимиро-Суздальскому кн-ву. В 1238 разорён отрядами хана Батыя. С 40-х гг. 13 в. — столица Вел. Тверского кн-ва, один из политических и культурных центров Руси (в Т. велось летописание, сложилась самобытная школа иконописи, зодчества, декоративно-прикладного иск-ва, найдены тверские берестяные грамоты 12—13 вв.), гл. соперник Москвы в борьбе за объединение рус.  земель. В 1-й пол. 14 в. Т. возглавила сопротивление татаро-монг. завоевателям (Бартеневская битва 1317, восстание 1327). Тверской князь Михаил Ярославович (1333—99) первым получил ярлык на великое княжение, именовался «князем всея Руси». В 14-15 вв. Т. — важный экономич. и торг. центр Сев.-Вост. Руси, имел торг. связи с Прибалтикой, Кавказом, Ср. Азией и Бл. Востоком. В 1466—72 из Т. началось путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию. В 1485 при Иване ІІІ Т. была присоединена к Моск. кн- ву. Т. и окрестные земли подвергались опустошит. разорениям войсками Ивана IV (1569) и поляками (1609).
В 18 — нач. 19 вв, благодаря Вышневолоцкой водной системе и стр-ву дороги Москва — Петербург стала важным центром транзитной торговли (Уральским железом и зерном). С 1773— центр Тверской губ. Стр-во Николаевской (Октябрьской) ж. д., прошедшей через Т. (1851), способствовало пром. росту города во 2-й половине 19 в. Металлический консольно-балочный мост через Волгу построен в 1900. В 1853 в Т. открыта первая текст. ф-ка купца Каулина, в 1858 торг. дом Морозовых основал в Т. крупнейшую хлопчатобумажную мануфактуру. Т. стала центром текст. пром-сти. В кон. 19 в. с участием франц. фирмы «Диль и Бакалан» был построен вагоностроит. з-д; работали также лесопильные, кожевенные и стекольные з-ды, паровые мельницы. В 1931—90 наз. Калинин. С 1935 областной центр. В годы Вел. Отечеств, войны 1941- 45 был оккупирован нем.- фашистскими войсками с 17 окт. по 16 дек. 1941. Сильно разрушен. Полностью восстановлен в первые послевоенные годы.
С Т. связана жизнь многих выдающихся людей; здесь жили баснописец И. А. Крылов, писатели М. Е. Салтыков - Щедрин, Ф. М. Достоевский, И. И. Лажечников, поэт Ф. Н. Глинка, авиаконструктор А. Н. Туполев, актёр М. И. Царёв, певец С. Я. Лемешев и др.
Совр. Т. — Многоотраслевой пром. центр. Машиностроение (ПО: вагоностроения, «Легмашдеталь»; заводы -  экскаваторный, электроаппаратуры, сварных конструкций и др.), химическая (ПО «Химволокно» и комб-т «Искож»), лёгкая (хлопчатобумажный и камвольный комб-ты), пищевая пром-сть. Пр-тия стройматериалов, 2 крупных полиграфич. комб-та (выпускают б. ч. журналов, учебников, детской и художеств. литературы, издаваемой в России). Университет; институты: политехнический, сельскохозяйственный (пос. Сахарово), медицинский; военная командная академия ПВО. Театры: драматический, юного зрителя, кукол. Филармония. Цирк. Музеи: историко-архитектурный и литературный; тверского быта «Городская усадьба»; Картинная галерея; М. Е. Салтыкова-Щедрина; Молодежный музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной; «Тверская мануфактура». Художественный выставочный зал. Обл. пром. выставка.
До 1760-х гг. Т. имела радиальную планировку с узкими улицами, расходившимися от кремля и застроенными в осн. дерев. домами. После пожара 1763 город застраивался по регулярному плану, составленному в 1763—67 арх. П. Р. Никитиным, М. Ф. Казаковым, А. В. Квасовым и др.
В основе плана — трёхлучевая композиция (лучи расходятся от Полукруглой площади к середине и к углам древнего земляного кремля) с 4 площадями на центр. магистрали и главной 8-угольной в плане площадью. Т. получила уникальную по цельности застройку набережной Волги, ансамбли зданий в стиле классицизма, в числе которых быв. магистрат (1770—80), дворянский дом (1766—70). В стиле классицизма с элементами барокко построены Путевой дворец Екатерины II (1763— 67, арх. М. Ф. Казаков, достроен в 1809—12 арх. К. И. Росси), ц. Вознесения (1833, арх. И. Ф. Львов), быв, дворянское собрание (1841, арх. Львов) с колонным залом, мужская гимназия (1844, арх. К. Б. Гельденрейх). На быв. окраине Т. — ц. «Белая Троица» (1564, сильно перестроена, в интерьере — большой иконостас 18 в.). У устья Тверцы — Успенский собор (1722, барокко). На юго-зап. окраине, в с. Власьево, — Казанская ц. (1779— 99), образец провинциального  рус. барокко.
В городе уцелел также сильно перестроенный ансамбль Христорождественского мон. (кон. 18 — нач. 19 вв). В 19— нач. 20 вв. Т. застраивалась преим. дерев. и кам. 1—2-этажными домами. Совр. город сохранил исторически сложившуюся планировку, построены новые обществ. здания, на окраинах — жилые районы, ж.-д. вокзал (1991). Памятники: Афанасию Никитин (1955, скульп. С. М. Орлов, арх. Г. А. Захаров); И. А. Крылову (1959, скульп. С. Д. Шапошников, А. Н. Филиппова, арх. Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич); А. С. Пушкину (1974, скульп. О. К. Комов, арх. Н. И. Комова, В. А. Фролов) и др.

Тверь в XIV-XV веке

В конце 13 -го - 1 - й трети 14 веков Тверь была крупнейшим центром национально - освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Антиордынская политика тверских князей способствовала росту политического авторитета Твери. Жители Твери одними из первых поднялись на вооруженную борьбу против Орды: в 1317 году они разбили войско татарского военачальника Кавгадыя и московского князя Юрия в битве у д. Бартенево. В 1323 -1325 гг. сооружена каменная церковь Федора в устье Тьмаки. В 1320 княжна Анна женила своего старшего сына Дмитрия на Марии Гедиминовне, дочери великого князя литовского. С этого времени установились связи Твери с Литвой, которые не прекращались вплоть до 1485 года. В 1327 г. в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. Этот разгром явился началом упадка политического влияния Твери. В Твери созданы выдающиеся произведения древне - русской литературы: "Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском" игумена Александра, "Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу" инока Фомы, "Повесть о Михаиле Александровиче" и другие. В Твери сложилась своя оригинальная художественная школа: развивались зодчество, иконописание, переписка книг ("Хроника Георгия Амартола"), ювелирное и декоративно - прикладное искусство (Рогатина Бориса Александровича), в Твери чеканилась своя монета. Тверские купцы торговали в Смоленске, Киеве, Витебске, Дорогобуже, Вязьме, Полоцке, Вильне и др. На территории Затьмацкого посада находился татарский гостиный двор. Высокого уровня развития достигло тверское ремесло, особенно обработка металлов (в 14 веке замки тверской работы продавались в Чехии). В 14 веке в обстановке непрекращающейся борьбы с Москвой тверские князья продолжали укреплять город, в 1372 году вырыт ров и насыпан вал от Волги до Тьмаки (в 1375 г. московский князь Дмитрий Иванович с большим войском не смог взять Тверь.) Большие строительные работы велись в Твери в 1387, 1395, 1413 и 1446-47 гг. (как правило они были связаны с обострением политической обстановки и угрозой со стороны Москвы). По предположению историка В. С. Борзаковского, в 15 веке была сооружена каменная Владимирская башня Тверского кремля; советский историк архитектуры Н. Н. Воронин считал, что в 15 веке Тверской кремль имел деревянные стены и каменные башни. Но в целом город был застроен деревянными зданиями и часто страдал от пожаров: в 1318 году сгорело полгорода, в 1405 - 100 дворов, в 1413 году выгорели кремль, княжеский дворец и 20 церквей, в 1420 году - 120 дворов. По гипотезе Э. А. Рикмана, в начале 15 века Тверь занимала ту же территорию, что в 13 веке. К началу 15 века относятся известия о литье колоколов в Твери, к 1408 году - о литье пушек (в середине 15 века в Твери работал знаменитый пушечный мастер М. Кречетников). Выступая с конца 13 века активным противником Орды, Тверь вплоть до 2 - й половины 15 века подвергалась неоднократным ударам монголо - татар и Москвы. В этой борьбе Тверь постепенно утрачивала первенствующее положение среди других княжеств в Северо - Восточной Руси. Роль объединителя русских земель закрепилась за Москвой. Напряженная борьба подрывала силы Твери, однако и в 14 - 15 веках она оставалась крупным торгово - ремесленным и культурным центром, одним из наиболее развитых русских городов. Никитин Афанасий Никитович Никитин Афанасий Никитович (? - 1475), тверской купец, путешественник, писатель. В 1468-1475 г.г. совершил поездку в страны Востока (датировка путешествия дается по Л.С. Семенову). В 1471-1474 г.г. находился в Индии. Составил описание путешествия, известно под названием "Хождение за три моря". Путешествие начато весной 1468 г. из Твери, носило торговый характер, было поддержано епископом Геннадием, воеводой Б.З. Бороздиным. Никитин с товарищами получил проезжую грамоту тверского великого князя Михаила Борисовича. В Н.Новгороде они присоединились к каравану судов ширванского посла, возвращавшегося из Москвы в Ширван (северный Азербайджан). В устье Волги были ограблены астраханским ханом. Морем достигли Дербента. Никитин, не получив помощи от ширванского шаха, ушел в Баку, где принял решение двинуться на Юг, в Индию, переплыл Каспийское море, почти год шел через Иран к Персидскому заливу. Из Ормуза направился вдоль северных берегов Аравийского моря, делал остановки в Москате, Калахоте и Комбае, в западной Индии (Гуджерат). Из Комбая поплыл на Юг вдоль индийского побережья и в мае 1471 высадился в г.Чауле на западном берегу полуострова Индостан (к Югу от современного Бомбея). Все плавание от Ормуза заняло 6 недель. Из Чаула двинулся на Восток вглубь полуострова. Объездил часть Индии между реками Кистна и Годавери, посетил много городов. Жил в Бидаре - столице мусульманского государства Бахманидов в западном Декане. Совершил поездки в расположение алмазных копий, Райчур, Кулур, Голконду и Парват - одну из святынь индусов. Заключил выгодную торговую сделку. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, вел споры о жизни и вере, подвергался принуждению остаться в Индии. Весной 1473 направился на Запад к морю. В начале 1474 пришел в порт Дабул (Дабхол), где "устремился мыслию на Русь пойти". Пробыл в Индии около 3 лет. Никитин морским путем в январе 1474 г. направился в Ормуз, больше месяца находился в открытом море. Сильная буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (Сомали), где Никитин был снова ограблен, но отпущен. Добрался морем через Москат до Ормуза. Отсюда двинулся на Север по объятому войной Ирану и в октябре 1474 г. прибыл в Трапезунд, на южный берег Черного моря. Турецкими властями был арестован, т.к. пришел из враждебного Ирана (Персия) и лишен остатков имущества. С трудом пересек Черное море, достигнув берегов Крыма у Балаклавы, и 5 ноября 1474 высадился в Кафе-Феодосии, генуэзской колонии, где жили русские купцы. Зиму 1474-1475 г.г. провел в Кафе, завершая записки. Весной 1475 г. с московскими купцами направился в Тверь днепровским путем, но не дойдя Смоленска умер. В том же году спутники Никитина привезли его "тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку В.Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, и были включены в Летописный свод 80-х гг. 15 века. Записки Никитина обнаружил Н.И.Карамзин в архиве Троицко - Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи. В начале текста Никитин называет свое имя и дает название путешествию: "Написал я грешное свое хожение за три моря": Каспийское, Индийское и Черное. Под этим названием фрагменты записок Никитина впервые были опубликованы в 1817 Карамзиным и стали известны в науке. Найдено 7 списков "Хожения" конца 15-17 вв., которые хранятся в РГБ, РГАДА, РНБ. Существует более 100 русских и зарубежных публикаций о Никитине. Текст "Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на иностранные языки. Записки содержат три группы сведений об Индии: о торговле и географии, по военному делу и политике, о быте и религии: длина путей между городами, состав войска и вооружение, война Бахманидов с империей Виджаянагар, ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания (мускуса и др.), морские порты из Индии в другие страны Востока (Китай и др.), заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины. Никитин вспоминает Русь, сравнивая ее с другими странами, отдает Родине предпочтение, размышляет о ее судьбе: "Русская земля да будет богом хранима; боже, сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не справедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней". Записки Никитина - законченное литературное произведение, основанное на собственных наблюдениях. Его главное достоинство - художественная простота языка и достоверность. "Хождение" - первое на европейском языке объективное описание Индии 15 в. Никитин был литературно одарен, наблюдателен, образован (в путь взял книги), отличался редкой для его времени веротерпимостью. В разных религиях видел то общее, что объединяет народы. Знал тюркский и персидский языки, объяснялся с индусами на местных наречиях. Путешествие Никитина - одно из свидетельств высокой культуры, образованности, международных связей и предприимчивости купечества древней Твери. Исследователи (Р.Хенниг и др.) отмечают, что Никитин был среди европейцев единственным купцом, который по собственному почину описал свои странствия. Н.И.Карамзин поставил Никитина в один ряд с его великими современниками - землепроходцами: "Индийцы слышали о ней (т.е. о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры". Индийский писатель и кинорежиссер Ходжа Ахмад Аббас в 1960 посетил Тверь, собирал материал для фильма о Никитине. Он выразил мнение индийской общественности: "Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе. Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но с уважением. Этим проникнута книга ..." В краеведческом музее Бидара собран материал о Никитине - гуманисте и путешественнике Эпохи Великих географических открытий. В июне 1955 в Калинине (Тверь) на Первомайской набережной (ныне набережная Афанасия Никитина) открыт памятник Никитину. (скульпторы С.М. Орлов и А.П. Завалов, архитектор Г.А. Захаров). На постаменте серого гранита (высота 4 м) статуя из бронзы (высота 4,06м). Памятник установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня. На открытии памятника присутствовал общественный деятель и посол Индии в Москве - К.П.Ш. Менон, который сказал: "Никитин был одним из величайших путешественников, одним из открывателей новых земель ... В этот период Индия не была известна Европе". Ежегодно в Твери проводится регата "Афанасий Никитин".

Туры по Золотому кольцу. На главную >>>

 

 
Имя
Email*
Телефон, Город
Сообщение

Закрыть