В XII веке при Великом Князе Юрии Долгоруком основаны в здешнем Владимирском крае многие селения и города. Для доставления Князю зверей в 1130-х годах поселился здесь зверолов Елифан, и место его жительства получило название Елифановка.
Ковров
Герб города Ковров: Дата принятия: 19.08.1781. Сидящие два зайца в зеленом поле, каковых зверей в окрестностях сего города изобильно. В настоящее время используется другой вариант герба, составленного в соответствии с Правилами Б.Кене от 1857 г. - с внешними обрамлениями в виде золотых молотков, обвитых александровской лентов, в вольной части - владимирский герб.
История Коврова
Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, воздавая последний долг умершему в 1157 году родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса, что в Купалищах (где были еще язычники и поклонялись богу — Купале). Ко дню Успения Божьей Матери Великий Князь прибыл к месту, где ныне село Любец, имеющее самое живописное местоположение. Место это полюбилось Князю. «Любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери.
Хотелось Князю побывать в Стародубе, но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь, возвращаясь уже зимою из Суздаля опять к Стародубу, из-за вьюги сбился с пути и, не надеясь уже на спасение, попал в стан деревни Елифановки на канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного избавления от верной гибели он приказал выстроить тут Рождественскую церковь. На утро, отогревшись и отдохнув, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (ныне называемый Клязьминский городок). Отсюда он поехал далее и при устье реки Тары и Мстерки приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне поселок Мстера.
В XIII веке частые набеги татар, беспокоившие жителей села, вынуждали их укрываться в лесах. Войска хана Батыя, взявши Гороховец и Муром, разграбили и сожгли село Рождественское. Жители скрывались в двух верстах от него на Шириной горе (искусственные насыпи и доселе свидетельствуют об этом убежище жителей села Рождественское). В последующее время от разных набегов вражеских многие из жителей этого села удалились в укрепленные города, и будто бы поколение Елифановых переселилось в город Суздаль. В XIV столетии село Рождественское было пожаловано в отчину князьям Коврам, из фамилии Стародубских, живших в 14 верстах от Рождественского в городище Стародубе-Ряполовском (ныне называемый Клязьминский городок).
Село Рождественское, Коврово тож, досталось на часть Князю Семену Васильевичу по прозвищу Волк. Его сыном Иоанном в 1567 году село приложено к Суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю при архимандрите Савватии, а в 1572 году вдовой, после Князя Василия Ивановича, Мариею, урожденною Княжной Мезецкой, к тому же монастырю приложены: сельцо Андреевское, деревни Сувориха, Салтаново, Угримово, Фролово с пустошами, лесом, рыбными и бобровыми ловлями. Внуком Князя Ивана Андреевича к тому же монастырю при архимандрите Иове приложены деревни с пустошами: Садищи, Коверзино, Ивакино и Витино, а в 1577 году двоюродным братом Князя Никиты, Князем Иваном, сыном Осипа Андреевича, который в этом году предводительствовал стрельцами и боярскими детьми против татар, приложены сельцо Шашовка и деревня Зуреево с пустошами.
Поступивши в 1567 году во владение Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, Ковров с деревнями Шашовым и Салтанихой, так и оставались достоянием монастырским до времени отобрания от монастырей имений при Императрице Екатерине II. Вскоре после отчисления от Спасо-Евфимиевского монастыря село Коврово в 1778 году при Екатерине II переименовано в уездный город.
Открытие города производил Владимирский наместник Воронцов, который любил охотиться в густых лесах Ковровских, и, встречая всегда во время охоты множество зайцев по представлению наместника так и утвержден герб для Коврова: в нижней части сидящие два зайца в зеленом поле, в верхней – герб Владимирский (в красном поле стоящий на задних лапах лев). В 1789 году новооткрытый уездный город Ковров весь сделался жертвою пожара, почему на короткое время и обращен был в посад, — а потом в 1804 году опять утвержден городом.
В 1817 году в Коврове числилось 177 домов, насчитывалось 887 жителей, имелось 2 церкви, велась значительная торговля хлебом (привозился с поволжских пристаней и из Моршанска), солью (из Нижнего Новгорода), рыбой (из Астрахани), деревянными изделиями.
Значительную долю среди занятий местных жителей составлял офенский промысел - мелкая торговля в разноску и в развозку по малым городам, селам и деревням с книгами, бумагой, шелком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками. Офени (коробейники) разговаривали между собой на тайном жаргоне бродячих торговцев. В воровской среде это называлось «ботать по фене». Пример языка: «Да позагорбил басве слемзить: астона басвинска ухалила дряботницей».
В 1834 году с 9 на 10 июля город Ковров опять почти весь выгорел. Сохранились только присутственные места, церковь, гостиный двор и 10 обывательских домов. Владимирский вице-губернатор Смирнов, прибывши в Ковров 10-ого числа, предложил чиновникам сделать пожертвование в помощь погоревшим. Потом, объезжая прочие города губернии, везде побуждал к посильной помощи Ковровчанам. Гражданский губернатор Сергей Степанович Ланской в представлении своем министру, отчетливо изложив о плачевном состоянии города, ходатайствовал довести об этом до ведения Государя. Государь Император Николай Павлович Высочайше повелеть соизволил: отпустить из казначейства 30 000 рублей в ссуду погоревшим жителям сроком на 15 лет, без процентов, под залог с круговым поручительством с рассрочкой в уплате. В пользу жителей, лишенных возможности воспользоваться ссудой, Высочайше введено открыть подписку по Владимирской губернии.
Через два года после пожара, именно в 1836 году августа 14 числа в 7 часов пополудни, Государь Император Николай Павлович посетил проездом г. Ковров. С утра до двух часов за полдень погода стояла ненастная, крупный дождь разгонял толпы любопытных, но к счастью, ненастье кончилось; запад, куда были устремлены взоры любопытных, прояснился; солнце в полном сиянии начало закат свой. Тысячи народа, расположившись по всем направлениям назначенного тракта, с жадностью смотрели по возвышенности поймы, откуда видны были скакавшие экипажи свиты Его Величества. Лишь только флигель-адъютант Львов сказал, что в следующем экипаже изволит ехать Государь, народ бросился к мосту. «Здорово дети!» - было первым приветственным словом Царя собравшемуся народу. Как скоро экипаж въехал на мост, Государь изволил снять фуражку, перекрестился и спросил: «Какая река?» - «Клязьма, Ваше Величество» - отвечал народ и опрометью бежал за коляской Государя. Когда же она поднялась в гору к собору, сотни усердствовавших взялись за постромки и вынесли ее на себе. На крыльце назначенной квартиры (дом чиновника Остроумова) Его Величество изволил принять от городничего рапорт и спросил городского голову Илью Шаганова: «Чей этот каменный дом, что возле реки?» - «Моего родителя купца Федора Шаганова» - отвечал тот. Государь изволил взойти в назначенные комнаты. Народ покрыл собой всю площадь и беспрерывное «ура!» оглашало воздух. Император в вицмундире с серебряными эполетами с графом Бенкендорфом и полковником Раухом кушал русский хлеб-соль. Сквозь окна народ смотрел на своего отца с сердечным умилением. Три четверти часа продолжался обед Его Величества и, когда лошади были поданы, Бенкендорф, вышед вперед, принял прошения. Государь сел в коляску, народ, окружив ее, препятствовал ехать. Император легким наклонением головы и улыбкой изъявил свое удовольствие, потом рукой сделал знак, чтобы народ освободил экипаж. Видя удовольствие Царя, народ добровольно раздвинулся; экипаж быстро полетел и скоро скрылся за городом, при заходе солнца в 8 часов пополудни.
В 1857 году августа 7-го числа г. Ковров опять сделался жертвой пламени; в этот пожар сгорело 54 лучших обывательских домов. Наконец в 1872 году июля 16 еще раз страшный пожар опустошил г. Ковров, испепеливши 57 домов, почти в тех же кварталах, в каких был пожар в 1857 года. Кроме того, эпидемия холеры, опустошившая в последнее время часть России, не миновала и г. Ковров, похитив в нем немало жертв в 1848, 1860, 1866 и 1871 годах. Несмотря на так часто повторявшиеся тяжелые года, г. Ковров, по милосердию Божью, со временем довольно хорошо обстроился и значительно увеличился жителями в года, последующие за уничтожением крепостного права в 1861 году, а потом еще, когда в полуверсте от него прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги.
Местная глубокочтимая святыня города есть Святая икона Смоленской Божьей Матери, написанная, как говорят люди знающие, более 300 лет тому назад. Эта икона, по преданию, найдена чудесно сохранившеюся и нимало невредимою на пепелище деревянной дотла сгоревшей церкви села Новоселок, Нестеровки тож, бывшего в 7-ми верстах от Коврова и теперь не существующего. Икона Смоленской Божией Матери в настоящее время находится в Христорождественском соборе города в сребро-позлащенной ризе с жемчужным убрусом и венцом из разноцветных камней на главе Богоматери. Пред нею соборным причтом с давних пор совершается торжественное молебно-акафистное пение по дням воскресным, — и 10-е августа — день празднования Смоленской Божьей Матери для Ковровчан всегда составляет большой праздник.
Судьба Коврова в XX столетии мало чем отличалась от судьбы страны в целом. Вместе с развитием промышленности было разорение церквей и уничтожение векового духовного наследия, был самоотверженный труд для победы в Великой отечественной войне, была всеобщая идеологизация, последствия которой еще не смыты с лица города – старинные улицы до сих пор носят имена «героев» переворота 1917 года. Современный Ковров – второй (после Владимира) по величине и промышленному значению город области. Население около 150 тыс. человек. Город имеет четкую планировку; железная дорога пересекает город с запада на восток. Благодаря тому, что современная застройка ведется в основном к югу от железной дороги, в северной части города сохранилось старая планировка конца XVIII века с множеством домов того времени.
Литература:
1. В.Туторский. «Исторические заметки и предания о г. Коврове», Владимирские губернские ведомости. №47, 1857.
2. А. Г. Радугин. «О городе Коврове Владимирской губернии», Владимирские губернские ведомости. № 42, 43, 1886.
3. Города России, Москва, 1998.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>
Наши контакты: +7-495-973-70-51; +7-925-091-4814 - Watsapp www.zolotoe-koltso-tur.ru