Мстера - село расположенное в районе Золотого кольца, в 55 км от г.Гороховца и в 120 км к юго-востоку от областного центра — древнего русского города Владимира.
Слобода Богоявленский погост, стоящая на речке Мстёре, впервые упоминается в писцовых книгах в 1628 г. Это название остается до начала XX в.
Искусство Мстёры
Население 5500 человек. Основная профессия — художник, в Мстёре их около 350. Малоплодородные земли способствовали распространению среди жителей занятий иконописанием, художественной вышивкой, чеканкой. Иконописью здесь начали заниматься в Богоявленском мужском монастыре, а затем к середине XVIII в. это ремесло становиться основным занятием местного населения. К 1930 г. была освоена технология производства шкатулок из папье-маше, которые украшались миниатюрами. Темперные краски, приемы и принципы живописи оставались иконописными, а сюжеты для росписи брались из русских народных сказок. Наряду с живописью для Мстёры были традиционными работа по металлу (производство чеканных окладов для икон). Также уже к концу XIX в. стала популярной местная вышивка тонкой белой нитью по белому полотну, которое стало называться «мстерской белой гладью». Для мстёрского стиля, который вырабатывался долгими десятилетиями, характерен тонкий растительный орнамент и узорочье.
Для посещения интересны Богоявленский собор и Мстёрский художественный музей - ретроспектива искусства мстерских художников от XVII в. до настоящего времени.
В 1920-е годы здесь возникают промыслово-кооперативные артели. В 1923 году бывшие иконописцы Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, А. Н. Куликов, Е. В. Юрин, А. М. Меркурьев основали «Артель древнерусской народной
живописи» (в настоящее время это Мстерская художественная фабрика «Пролетарское искусство). Они нашли тот самобытный художественный стиль, который определяет современное искусство Мстеры.
Вначале художники украшали живописью деревянные бытовые предметы: солонки, бурачки, решета и др., а к 30-м годам освоили технологию изготовления папье-маше, переняв ее у мастеров с. Федоскино, Московской области.
Папье-маше-картон, склеенный из нескольких слоев, пропитанный техническими маслами, просушенный при температуре 100 °С, загрунтованный. Изготовленные из папье-маше ларцы, шкатулки, пудреницы художники расписывают изящными колонковыми кисточками, темперными красками на желтковой яичной основе.
Сказочно-былинную или современную, историко-революционную или фольклорную темы художник-миниатюрист изображает на папье-маше, подчиняя произведение законам миниатюрной живописи: торжественному, праздничному или строгому суровому ритму; образным живописным народным языком; в яркой декоративной манере. Корифеем Мстерской миниатюры по праву считается Н.П. Клыков (1861-1944 гг.). Его творчество является основополагающим для современных художников Мстеры.
Нежная, изумрудная зелень с яркими коралловыми всполохами цветков в миниатюрах народного художника РСФСР И.А. Фомичева («Сивко-Бурко») перекликается с пейзажами заслуженного художника РСФСР Н.А. Любомудровой.
Чистые, звонкие краски, щедрая истинно русская широта характера старого мастера А. И. Брягина («Микула Селянинович») сохранены заслуженным художником РСФСР В. Ф. Некосовым. Мощно и современно звучат они в сложных многофигурных композициях художника.
Сказочные пони с вьющимися гривами, богатыри в золочелатах, деревья — цветы тонко выписанные заслуженным художником Л. А. Фомичевым, тщательно проработаны в цвете, композиция отточена и динамична (Богатырская застава»).
Ветеран Великой Отечественной войны, народный художник РСФСР Н. И. Шишаков в своем творчестве часто обращается к военной, исторической и революционной тематике («Свадьба»).
Наряду с миниатюрой в советский период развивается художественная вышивка. Яркие, праздничные скатерти и полотенца, вышитые в технике «Владимирские швы», легкие белоснежные салфетки, накидки, платочки из батиста, украшенные сказочными орнаментальными и сюжетными композициями в технике «белая гладь», созданы фантазией и умелыми руками мстерских художниц В. Н. Носковой, Н. М. Котковой, заслуженного художника РСФСР Т. М. Шульгиной («3олушка», «От лучины до космоса»).
Белая гладь — двухсторонняя вышивка белой нитью по белому тонкому полотну плотными стежками с большим набором ажурных сеток и разделок.
«Владимирские швы» выполняются красной нитью с небольшим количеством желтого, зеленого и синего тонов крупными стежками по льняным тканям.
Вышивки выполняются вручную маленькой стальной иглой в деревянных пяльцах.
Славится Мстера и мастерами-ювелирами, которые создают филигранные и мельхиоровые изделия посудной группы, сувениры и бижутерию с позолотой, посеребрением и эмалью.
Творческой фантазией отличаются работы В. Г. Шадрина. Н. Н. и Т.И. Ивановых, М. М. Муромкиной и др.
Яркий самобытный талант художников Мстеры принес и всемирную известность и славу, награды международных (в Париже, Нью-Йорке. Брюсселе) и отечественных художественных выставок.
В экспозиции Мстерского художественного музея представлены лучшие произведения мастерянских мастеров.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>
Наши контакты: +7-495-973-70-51; +7-925-091-4814 - Watsapp www.zolotoe-koltso-tur.ru