Замок принцессы Ольденбургской
Рамонь — посёлок городского типа, административный центр Рамонского района Воронежской области, расположен на реке Воронеж (приток Дона) в 37 км к северу от Воронежа.
Рамонь впервые упоминается в 1613 году как село, возникшее в конце XVI в. на месте разрушенного монголо-татарами в XIII в. селения Родня. Это селение вероятно было основано в конце XI в. переселенцами из Черниговщины, принесшими название со старого места жительства.
В конце XVII века по указу Петра I в Рамони заложена корабельная верфь.
С 1938 года - посёлок городского типа с населением около 8000 человек.
В центре Рамони стоит Памятник в честь 300-летия Российского флота. В Воронеже строились военные корабли флота Петра-I, а одна из судоверфей находилась неподалёку от Рамони. В 1711 году Витус Беринг руководил сплавом и принял командование одним из кораблей.
Музей керамики знакомит с развитием гончарного промысла на Воронежской земле от древних археологических находок до работ, выполненных современными мастерами. Представленные экспонаты очень красивые! А после экскурсии мы купили на память о Рамони несколько глиняных сувениров.
В Музее керамики есть стенд посвященный конструктору русского стрелкового оружия, изобретателю трехлинейной винтовки образца 1891 года - Сергею Ивановичу Мосину, уроженцу Рамони.
2 апреля 1849 г. в селе Рамонь в семье отставного поручика родился Сергей Иванович Мосин. Закончив с отличием Тамбовскую мужскую гимназию в 1867 г, затем Михайловское артиллерийское училище. 21 июля 1870 г. отбыл к месту службы в Царское Село, туда, где когда-то квартировал лейб-гвардии гусарский полк его отца. В 1875 г. закончил с золотой медалью Михайловскую артиллерийскую академию, был произведён в чин капитана и направлен на Тульский оружейный завод. В 1880 г. назначен начальником инструментальной мастерской. В 1883 г. Мосин разработал свои первые магазинные винтовки, усовершенствовав винтовку Бердана и приделав к ней магазин на восемь патронов. 16 апреля 1891 года был утверждён образец винтовки, основу которой разработал Мосин. Первоначальное её название было «Русская трёхлинейная винтовка образца 1891 года». При Александре III она была переименована в «Трёхлинейную винтовку образца 1891 года». Это был первый случай, когда оружие было названо не именем его создателя. Винтовка производилась до 1944 г. и находилась на вооружении до середины 1970-х годов, а в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже она получила Гран-При. За рубежом называлась «Мосин-Наган».
История любви. Ехать в Тулу Мосина заставили обстоятельства, в том числе семейного характера: его отец долгое время находился на службе у тульских помещиков Арсеньевых. Во время последней поездки к отцу он увидел, как постарел, как сдали силы Ивана Игнатьевича. Сыновний долг требовали быть ближе к отцу. Одновременно Сергея Ивановича слывшего среди товарищей «научным сухарём» и «схимником» захватило чувство любви к Варваре Николаевне Арсеньевой, которая была замужем за Николаем Владимировичем Арсеньевым, сыном хозяина поместья, воспитывала двух маленьких сыновей и вела затворнический образ жизни. Её муж в основном проводил время в Москве и Петербурге. Летом 1879 г. произошло объяснение в любви между молодыми людьми. Объяснение Мосина с мужем Варвары Николаевны закончилось вызовом на дуэль, на что муж написал жалобу начальству, за которой последовали трое суток домашнего ареста. Вызов повторился в помещении Дворянского собрания и в присутствии множества свидетелей, но после новой жалобы последовали две недели домашнего ареста. Через четыре года С. И. Мосин предъявил Арсеньеву просьбу о расторжении брака. Тот потребовал 50 тысяч рублей в обмен на развод. Денег не было. Через восемь лет Мосин создал винтовку, которая дала необходимые средства для соединения с Варварой Николаевной. В 1891 году, спустя 16 лет после первой встречи, их судьбы соединились. 21 апреля 1894 г. полковник С. И. Мосин был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода, куда прибыл вместе с женой и тремя пасынками. В Сестрорецке они провёли свои лучшие годы. А в Рамони есть улица, названная именем С.И.Мосина.
Но самая большая достопримечательность Рамони - Замок принцессы Ольденбургской!
Ольденбургские – немецкие герцоги, которые в XVIII в. владели престолами Дании, Норвегии, Швеции, Греции, с 1761 г. и России. Впервые с домом Романовых Ольденбургские породнились, когда дочь Петра I, царевна Анна вышла замуж за Карла-Фридриха Гольштинского - одна из ветвей Ольденбургских. От этого брака появился сын Карл Петер Ульрих (Петр III, 1728-1762гг), который правил Россией с 1761 по 1762 г., а с 1762 года его жена Екатерина II. С началом правления Петр III, в Россию на государственные должности приглашают представителей Ольденбургского дома Гольштейн-Готторпской династии.
Второй династический брак дома Романовых и Ольденбургских заключен в 1809 г. между Георгом Петровичем Ольденбургским (Петр-Фридрих-Георг) и дочерью Павла I Екатериной.
Третьий династический брак заключен в 1878 году между Александром Петровичем Ольденбургским (1844-1932) и принцессой Евгенией Максимилиановной (1845-1925). Евгения Максимилиановна – дочь герцога Лейхтенбергского и Великой княгини Марии Николаевны. Её прабабушкой по отцу была супруга Наполеона Бонапарта Мария-Франсуаза-Жозефина, а по линии матери она племянница Александра II и внучка императора Николая I. Александр Петрович – внук Георга Петровича. Кстати, отец Александра Петровича, Петр Георгиевич был очень образованным человеком и внёс большой вклад в развитие России, в 1889 году на Литейном проспекте Санкт-Петербурга ему был установлен памятник, а в 1912 году, к его столетнему юбилею, была переименована часть набережной Фонтанки.
В 1879 году император Александр II подарил любимой племяннице, Евгении Максимилиановне, именье Рамонь вместе с находившимся здесь сахарным заводом. Приехав в Рамонь, Александр Петрович и Евгения Максимилиановна поселились в доме бывшего помещика Тулина, и будучи людьми предприимчивыми и деятельными занялись обустройством хозяйства.
В 1883 году началось строительство замка. Замок возводился на крутом склоне одного из холмов Рамони. Кирпич изготавливался тут же, по особой технологии (известный как "пяточный" метод), был очень прочным; благодаря чему стены замка до сих пор практически не имеют повреждений. Башни, окна и каменные щипцы были выделены белым цветом – это сделано для того, чтобы придать метровым по толщине стенам, неприступным угловым башням ощущение легкости и изящества. Это грандиозное сооружение в староанглийском стиле, с стенами метровой толщины, было выстроено всего за три года, а к 1887 г. была завершена и внутренняя отделка замка.
Евгения Максимилиановна вела в Рамони активную хозяйственную деятельность. Доставшийся ей сахарный завод производил около 100кг сахара в сутки. Она оснастила производство новейшей техникой, и довела производство до 200 000 центнеров сахара в сутки. На заводе была запущена канатная дорога, а для транспортировки продукции по России и доставки угля на производства была построена железнодорожная ветка Графская - Рамонь. К сахарному заводу пристроили рафинадный цех, а в 1900 г. кондитерскую фабрику с паровыми машинами. Вскоре фабрика получила мировую известность и на европейских выставках кондитерская продукция Рамони завоевывала призы. Кроме того, Евгения Максимилиановна организовала конезавод, ковровые мастерские, начальную и рисовальную школы, лечебницу, бесплатную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров. Велась электрификация предприятий, была построена водонапорная башня и водопровод.
Евгения Максимилиановна была награждена орденом "За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения". Она была попечительницей Рождественской женской гимназии, покровительницей Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, попечительницей Ботанического сада, председателем Императорского Минералогического общества, председателем Императорского Общества поощрения художеств, которое пропагандировало отечественное изобразительное искусство, устраивало выставки, издавало альбомы, а на полученные средства помогало талантливым художникам получать образование в России и за границей, по приглашению Евгении Максимилиановны секретарём, а затем директором Императорского Общества поощрения художеств был Н.К.Рерих.
Александр Петрович был попечителем императорского Училища правоведения, Детского приюта, Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Комитета содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития. В 1890 г. он основал Институт экспериментальной медицины, где работал И.П.Павлов, не имевший аналогов в России в Европе. В 1900 г. он создаёт на Черноморском побережье Кавказа берегу недорогой курорт, который бы конкурировал с дорогими курортами Крыма. Александр Петрович руководил работами, вкладывая в осуществление своей идеи немалые собственные средства и благодаря Александру Петровичу Ольденбургскому родился курорт Гагры, один из лучших на Черноморском побережье.
Незадолго до революции они покинули Россию, и, как будто бы предчувствуя это, стремились сделать как можно больше для России и потомков. И даже глядя на построенные ими замок, заводы, другие строения, видна их основательность, и то, что всё это строилось на века.
Брак Петра - сына Александра Петровича и Евгении Максимилиановны и Ольги - дочь Александра III и родная сестра Николая II, был четвёртым династическим браком дома Ольденбургских и Романовых. К сожалению, оказался неудачным - Ольга влюбилась в капитана Николая Куликовского, через 13 лет, в 1916 году Николай II разрешил развод и Ольга и Куликовский эмигрировали, в браке у них родились два сына, дочь одного из них приезжала в Рамонь, когда в замке в 80-х годах начались реставрационные работы. И в замок вернулся дух принцессы! Архитектор Александр Руднев, руководивший работами в 80-х, рассказывал: "…когда в замке начался ремонт, …рабочие жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми. По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось..." А, быть может "дух принцессы" желает того, чтобы замок был восстановлен, но мешает этому проклятие колдуна, который, согласно одной из многочисленных легенд, лечил принцессу, не брав за это денег, а желая ответной любви, за что прознавший про это хозяин замка приказал сжечь колдуна в лесу. И колдун проклял род Ольденбургских и замок, завещав, что он не будет восстановлен, пока жив хоть один из потомков рода. Как бы то ни было, но реставрация началась в 80-х годах, менялись подрядчики, но замок до сих пор так и не восстановлен.
Считают, что в районе замка существует аномальная зона и замок обладает отрицательной энергетикой, поэтому здесь не живут птицы, животные и многие насекомые. Хозяин дома, Александр Петрович Ольденбургский интересовался эзотерикой и паранормальными явлениями, состоял в оккультном обществе и проводил в замке опыты и сеансы, в которых участвовал часто гостивший здесь Николай Рерих. В 1901 году Н.Рерих написал для дома Ольденбургских две картины: "Княжья охота - утро" и " Княжья охота - вечер"; в настоящее время они хранятся в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского.
Как-то в Рамони, в замке Ольденбургских гостил Великий князь Константин Константинович Романов. После посещения он написал стихотворение:
Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше, и краше
Гор, оврагов, озер и полей
Дорогое радушие ваше
С простотой деревенской своей.
Посмотреть туры и экскурсии в Воронеж >>>
Наши контакты: +7-495-771-60-37 ; +7-495-973-70-51; www.zolotoe-koltso-tur.ru