Ростов Великий - один из самых древних русских городов, расположенный на Золотом кольце и входящий в состав Золотого кольца России. Город, не случайно получил титул «Великий». Ростов Великий - первый город Северо-Восточной Руси, колыбель христианства в Залесье. Ростов впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Предшественником теперешнего Ростова считают Сарское городище финно-угорского племени меря, существование еще во времена варягов.
Ростов Великий
Герб города Ростов Великий. В червленом поле серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Серебро в геральдике символизирует чистоту, мудростб, благородство, мир и взаимосотрудничество. Золото - символизирует прочность, величие, богатство, интеллект и великодушие. Червленый (красный) цвет - символизирует мужество, самоотверженность, геройство, справедливую борьбу и жизнь.
История Ростова Великого
Ростов Великий - один из самых древних русских городов, расположенный на Золотом кольце и входящий в состав Золотого кольца России. Город, не случайно получил титул «Великий». Ростов Великий - первый город Северо-Восточной Руси, колыбель христианства в Залесье. Ростов впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Предшественником теперешнего Ростова считают Сарское городище финно-угорского племени меря, существование еще во времена варягов.
Ростов, не случайно получил титул «Великий». Это - один из самых древних русских городов, первый город Северо-Восточной Руси, колыбель христианства в Залесье. Ростов впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862г. Предшественником теперешнего Ростова считают Сарское городище финно-угорского племени меря, существование еще во времена варягов. Город стоит на берегу озера Неро, которое связывалось ранее судоходной рекой Которослью с Волгой. Недалеко начинала свой путь и река Нерль, соединявшаяся с Клязьмой и Окой. Таким образом, Ростов находился вблизи удобных речных путей и быстро развивался. Здесь в 991 г. был возведен на Руси (еще деревянный) Успенский собор, создана первая епископская кафедра. Впрочем, христианство распространялась в этом крае медленно, и в 1071 г. местные язычники, по церковной легенде, даже убили первого ростовского епископа Леонтия. Ростовское княжество досталось в удел Ярославу Мудрому и его потомкам, но могущественное боярство и вечевые традиции препятствовали княжеской власти, поэтому главным городом Северо-Восточной Руси вскоре становится Суздаль, а затем Владимир. Однако Ростов продолжает расти, в нем широко ведется строительство. Первый каменный собор (Успенский) возводится в 1161-1162 гг.На подступах к городу с восточной стороны на берегу озера на рубеже XI-XII вв. основан Авраамиев монастырь. С противоположной стороны в XIV в.- Спасо-Яковлевский.
При Константине Всеволодовиче с начала XIII в. Ростов Великий вступает в пору наивысшего, хотя и кратковременного, взлета – в свой «золотой век». Князь был образованным по тому времени человеком, тяготел к книжной премудрости и искусствам. Он основал богатейшую библиотеку, при епископском дворе велось летописание, существовала иконописная мастерская, заложившая основы живописных принципов, отличающих ростово-суздальскую школу. В 1211 г. случился большой пожар, город «погоре мало не весь и церквей сгоре 15». Такое количество сгоревших храмов говорит о значительных размерах Ростова, который входил в число пяти крупнейших городов России.
Зимой 1238 г. Ростов сожжен монголами. Однако за свою историю город гораздо больше страдал от междоусобных распрей своих князей, чем от внешних врагов. В XIII в. Ростовское княжество было разделено на три части: Ростовское, Ярославское и Углицкое. А к середине XV в. оно уже настолько разбито между многочисленными поколениями князей, что для каждого из них не хватало городов. В 1474 г. продано по частям московскому князю. Так закончило свое существование некогда славное Ростовское княжество.
Около сорока лет, до 1691 г., Ростовскую епископскую кафедру возглавляет митрополит Иона Сысоевич, оставшийся в истории города как великий строитель, которому ни разу не изменил вкус и чувство гармонии. Стараниями митрополита созданы Ростовский кремль, постройки близлежащих монастырей – Авраамиева, Спасо-Яковлевского, Борисоглебского.
Над всем городом возвышается ансамбль Ростовского кремля, где теперь располагается Музей-заповедник Ростовский кремль. Ростовский кремль изначально являлся не укреплением, а резиденцией ростовского архиепископа, затем митрополита. Поэтому традиционно он назывался «архиерейским двором». После перевода митрополии в Ярославль в 1788 г. кремль пустеет. Его здания отчасти занимают винные и соляные лавки, учреждения. В храме Григория Богослова устраивается скотобойня. Только с 1880-х гг. стараниями местных краеведов и любителей старины (прежде всего ростовчанина А. Титова) начинаются восстановительные работы, устраивается музей.
Кремль можно условно разделить на три части – Соборную площадь, Архиерейский двор, в центре и Митрополичий сад. Смысловым центром кремля да и всего города является собор Успения Богородицы, стоящий на древнейшей, в прошлом торговой, площади города. Тот храм, который можно видеть сейчас,- пятый по счету на этом месте (XVI в.). По свидетельству киево-печерского патерика, первый деревянный собор построил еще в конце XI в. Владимир Мономах. В 1884 г. исследователи обнаружили остатки первого белокаменного собора 1161-1162 гг., построенного при Андрее Боголюбском. В 1992 г. археологами обнаружены участки рухнувших резных стен храма 1213-1231 гг.Ныне существующее здание возведено в 1508-1512 гг.
В 1609 г. храм стал последним убежищем защитников Ростова во время захвата его польско-литовскими отрядами Сапеги и Лисовского. Осажденные были перебиты и собор разграблен. Позже здание три раза сильно страдало от пожаров. «Храм сей по своему зодчеству и по обширности- один из лучших нашего Отечества», - отмечал в XIX в. известный путешественник А. Муравьев. Собор расписывался с 1659 по 1671 гг. ярославскими и костромскими мастерами С. Дмитриев, И. Владимировым, С. Савиным и знаменитым Г. Никитиным. Огромный иконостас Успенского собора выполнен в 1730-1740-х гг., однако сохранились несколько более ранних икон XVII в., среди которых Спас и Апостолы Петр и Павел.
Рядом с собором находится знаменитая Ростовская звонница (1682- 1687) – одно из самых замечательных сооружений Кремля. Зодчие стилистически объединили собор и звонницу, создав законченный прекрасный ансамбль. Славу этому сооружению принесла не только его прекрасная архитектура, но и знаменитые на всю Россию ростовские звоны. В письме к одному из своих друзей митрополит Иона Сысоевич писал: « На своем дворишки лью колоколишки, дивятся людишки». Всего в кон. XVII в. было отлито 13 колоколов, в XIX в. на звоннице были укреплены еще два. Почти каждый ростовский колокол имеет свое имя. К Соборной площади примыкает резиденция ростовских митрополитов. Въезд со стороны Соборной площади украшает надвратная пятиглавая церковь Воскресения Господня (1670), наружные стены которой покрыты кафелем и лепниной. Над западными, московскими, воротами возвышается храм Св. Иоанна Богослова (1683), одна из самых изысканных церквей Кремля. Все постройки Архиерейского двора связаны друг с другом галереями так, что по ним можно переходить, не спускаясь на землю. Строителем главных зданий кремля считается П. Досаев. Несмотря на вошедший в моду к тому времени стиль барокко, храмы митрополии продолжают древнюю новгородскую традицию русского зодчества, хотя кажутся более изящными и легкими. В ансамбль архиерейского двора также входят Самуилов корпус (покои митрополитов) (XVI в.), домовая церковь Спаса на Сенях(1675), палата для пришествия государей (1680-е гг.) и, наконец, новое здание митрополичьего дома (построенное при Ионе Сысоевиче), чаще называемое Белой палатой. Ее часто сравнивали по красоте с московской Грановитой.
В трех храмах кремля сохранились фрески XVII в. (или «стенное письмо» как называли их на Руси) – в Успенском соборе, Воскресенской церкви и церкви Иона Богослова. Кремль окружен белыми стенами с высокими, крытыми лемехом одиннадцатью башнями (5 угловых, 4 воротных и 2 дозорных). Особенно красиво оформлены стены, обращенные к Соборной площади. Сторона же, обращенная к озеру, имеет более строгий облик.
За пределами кремля митрополитом Ионой был сохранен построенный ранее в XIV-XVI вв. небольшой Григорьевский монастырь, или, как его называли, Григорьевский затвор. В это монастыре действовала школа, основанная еще в начале XIII в., где изучались философия, богословие, греческий и славянский языки, осуществлялись переводы. Здесь обучались С. Пермский – просветитель народа зырян, который, будучи назначенным епископом в Пермь, «азбуку сложил Пермьским языком и книги переведе….». Отсюда же вышел выдающийся писатель средневековой Руси Епифаний Премудрый, известный своими «житиями» Сергия Радонежского и Стефана Пермского. На территории бывшего Григорьевского затвора был сооружен изящный пятиглавый храм Св.Григория Богослова (1680 –е гг.).
После Ионы Сысоевича возведена небольшая церковь Богоматери Одигитрии (1698).
Почувствовать особенный дух Ростова можно, прогулявшись пешком по улицам города. В сторону Спасо-Яковлевского монастыря идет главная улица старинного Ростова-Покровская которая всегда была самой престижной и красивой в городе. В самом начале под № 1 стоит одно из нее старейших зданий – дом купца Щапова (1775). Дом № 32 – городская усадьба купца Кекина. В доме № 56 жил известный ростовский историк и краевед А. Титов. Именно его трудам город обязан сохранению многих памятников старины, в том числе и Кремля, а также созданию одного из старейших музеев России.
Возникновение Спасо-Яковлевского монастыря относят к кон. XIV в. Первое каменное строение здесь- Зачатиевская церковь (1686), интерес представляет ее резной иконостас и фресковая роспись кон. XVII в. Дмитриевская церковь (1794-1802)- замечательный образец русского классицизма. Фасады храма украшены барельефами, портиками, скульптурными изображениями. Чуть раньше были возведены колокольня и монастырская ограда (1760-1790). Последняя постройка монастыря сделана в 1824-1836 гг.- Яковлевская церковь, она во многом повторяет формы Дмитриевской, но выполнена более строго и лаконично. Расцвет Спасо-Яковлевского монастыря пришелся на время, когда по приказу Петра I митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский. Он стал известен благодаря своей просветительской и литературной деятельности, в Ростове им было основано Славяно-греческое училище, которое он содержал на свои деньги. Вскоре после смерти Дмитрий Ростовский был канонизирован, а в 1752 г. в честь обретения его мощей небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населенный пункт при ней в 1796 г. преобразован в город Ростов- на –Дону.
Также интересно пройти по улице Пролетарской в сторону Авраамиева монастыря, где наиболее полно старинная застройка сохранилась в первом квартале. Стоит обратить внимание на особняк Муравьевского (№14), прекрасный образец деревянного модерна. Авраамиев Богоявленский монастырь, один из древнейших на Руси (XI-XII вв.), расположен на восточном конце города, вблизи озера. В этом месте архимандрит Авраамий по преданию поразил жезлом статую языческого идола Велеса. Иван Грозный перед походом на Казанское царство специально приезжал в монастырь чтобы взять с собой в поход этот жезл. Богоявленский собор был возведен в 1553 г. в честь взятия Казани. При внимательном рассмотрении этот храм своей композицией и архитектурными деталями обнаруживает сходство с построенными в то же время московским собором Василия Блаженного. Он массивен, ассиметричен и окружен галереей, к трем углам примыкают два придела и шатровая колокольня.
Еще одна интересная улица города –Окружная. Она обнимает самый центр города, начинаясь и завершаясь у озера, идет вдоль линии древнего городского вала. Стоит обратить внимание на двухэтажный деревянный особняк (№50)- остатки былого великолепия его деревянных кружев впечатляют и поныне.
В 18 км от Ростова по Угличской дороге находится Борисоглебский монастырь. Он был основан в конце XIV в. монахами Троице-Сергиева монастыря старцами Федором и Павлом. По благословению Св.Сергия в 1363 г.монахи пришли в ростовские леса для создания новой обители и выбрали место на берегу реки Устье. Строительство каменных зданий началось в 1520 г. Первым из них стал большой Борисоглебский собор(1522-1524), возведенный, вероятно, ростовским мастером Г.Борисовым. Собор был расписан только в начале ХХ в. К 1526 г. тот же мастер завершает трапезную палату и примыкающую к ней Благовещенскую церковь. Чуть позднее возводятся настоятельские покои с большим приемным залом-палатой. Выложенный из кирпича узор, похожий на каменную вышивку, украшает западную стену настоятельских покоев. Следующий этап строительства связан с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Трехглавая звонница возводится в 1680 г., тогда же появляются Казначейский, Просфорный, Братский корпуса. Мощные надвратные церкви Сергиевская и Сретенская возведены также митрополитом Ионой. Сретенскую называют подлинной сказкой, ее запечатлели в своих картинах лучшие русские художники.
Туры по Золотому кольцу на 2 дня >>>
Туры по Золотому кольцу на 3 дня >>>
Туры по Золотому кольцу от 4 дней >>>
Туры в Подмосковье >>>
Эксперт по турам Золотого кольца: +7-495- 973-70-51 ; +7-925-091-4814 - Екатерина, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.